Wednesday, April 05, 2006

?


Когда-то в далекой и безвозвратно ущедшей юности я прочитала статью об экспериментах по обучению шимпанзе говорить. Название и имена авторов статьи здесь не привожу, так как не хочу накликать на них группу активистов зеленого движения с плакатами " Остановить бесчеловечные опыты по обучению животных человеческому языку!" Так вот, речь там шла о нескольких обезьянках, которых обучали общаться с людьми с помощью жестов, и причем довольно успешно. Некоторые из них даже могли формулировать предложения, например просьбы или утверждения. Что мне запомнилось больше всего, так это что ни одна из шимпанзе ни разу за все время общения не задала ни одного вопроса. Так что задавать вопросы - чисто человеческая черта, хоть в этом мы отличаемся от обезьян.
Последнее время, однако, способность формулировать вопросы зашла очень далеко и превратилась в популярнейший стилистический прием для любых видов текстов, в любых видах печатной продукции. Где раньше название газетной колонки состояло из одного -двух слов, например " Прогноз погоды" , теперь будет вопрос " Какая нас ждет завтра погода?" ( холодно, дождь) Краткое ревью фильма часто выглядит так:
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ФИЛЬМ?
“Рассвет/закат/день/ночь/город/деревня/ еще что-нибудь живых мертвецов”
КТО В НЕМ ИГРАЕТ?
А, нашлись желающие.
О ЧЕМ ЭТОТ ФИЛЬМ?
Про зомби, разумеется.
КОГДА Я ЕГО МОГУ ПОСМОТРЕТЬ?
С 31 апреля
СТОИТ ЛИ МНЕ ЕГО СМОТРЕТЬ?
Если вам больше нечего делать.



Все это, как и всякая другая фигня, началось в интернете, на всяках форумах и FAQ сайтах. А первыми подхватили эту тенденцию разумеется глянцевые журналы.Теперь стиль “самовопросов” с “ самоответами” - на каждой второй странице.
Что это ? Юбка-шарф ! От кого это? От Диор! Сколько это стоит? Две тысячи долларов, но если ты себя любишь, ты просто обязана себе такое позволить!

В серьезных периодических изданиях, ну например, политических, такого поменьше. Я не видела ни одной статьи с таким, например, вопросом " Кто станет следующим президентом в РБ? " Хотя тут другие причины. Но о политике не хочу писать и не буду.

Не поймите меня неправильно, я совсем не против "вопросов читателю" , я сама этим приемом пользуюсь, но не в таком же количестве! Это наверное считается интерактивно, а потому современно. Да заел уже ваш интерактив! По моему нестандартному мнению, интерактив в беспредельных количествах хорош только в учебных ситуациях: на уроке, в учебнике- пожалуйста! Но когда я читаю какую-нибудь книжку по популярной психологии из серии "помоги себе сам" и вдруг "слышу" сладкий голос автора " А теперь, дорогие мои читатели, возьмите чистый лист бумаги и запишите на нем справа все качества за которые вы любите себя, а слева - все качества за которые вы ненавидите своего мужа....." то мне сразу хочется зашвырнуть эту книжку в дальний угол комнаты и почитать что-нибудь совершенно не стремящееся подключить читателя к общению с автором, ну вот Федора Михайловича например. Или Джеймса Джойса. ( шутка)
Чтобы приблизить науку к народу, метод самовопросов стал использоваться в инструкциях по использованию лекарств и прочих мед средств. Я заметила, чем западнее производитель - тем больше вероятность наткнуться в инструкции на эти самые вопросы. Привожу пример. Тесты на беременность российского и белорусского производства сочли достаточным поместить инструкцию по их использованию в трех предложениях на обратной стороне упаковки. И действительно, ну что тут описывать ( пардон за игру слов) : если беременность не входит в ваши планы, то одна полосочка - это очень хорошо, а две - это очень плохо. Вот собственно и все. Такой же тест, но британского производства предлагает инструкцию из двух страниц, разумеется с вопросами и ответами. Насколько достоверен этот тест? ( ну ладно, ладно, это действительно важная информация) Что означает одна полосочка? Что означают две полосочки? Что если я не вижу ни одной полосочки? Что если я вижу три полосочки? Что если я вижу четыре крестика? И - мой самый любимый вопрос - Тест показал что я беременна. ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? ( Ответ не привожу, сами купите и почитайте)

В четвертой книге трилогии " The Hitch-Hiker's Guide To The Galaxy ", один персонаж решает, что весь мир сошел с ума, после прочтения иструкции по использованию зубочисток. "Ухватитесь за центральную чать зубочистки. Намочите заотсренный кончик во рту. Вставьте заостренный кончик между зубами .... " и так далее. Эта книга была написана, если не ошибаюсь, в восьмидесятых, а тогда стиль самовопрсов и ответов на них еще не был популярен. Сейчас инструкция по использованию зубочисток выглядела бы примерно так:
Как мне достать зубочистку из упаковки? Разорвите упаковку. Что делать, если я не могу разорвать упаковку? Воспользуйтесь ножницами или ножом. Как лучше держать зубочистку? Возьмитесь за центральную часть. Куда мне вставить зубочистку? .........
Ну, и тому подобное.



Что вам делать после прочтения этого блога?
Можете оставить комментарий.

Тэги:

1 Comments:

At 2:46 PM , Anonymous Anonymous said...

А как пользоваться туалетной бумагой?
А вот так

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home