Friday, October 19, 2007

С точки зрения банальной эрудиции банальная эрудиция банально не нужна.

За год работы можно привыкнуть к каким угодно ее особенностям. Еще в прошлом году меня постигло жестокое разочарование, когда, проводя упражнение, в котором центром был актер Джони Депп, в группе, где были в основном пакистанки, я поняла что не только этого имени никто из них не знает ( на это я собственно и не рассчитывала), но и фотография его не вызывает ни у кого ни тени узнавания, про фильм "Пираты Карибского Моря" никто слыхом не слыхивал, и вообще ни одного голливудского фильма никто не видел, а если и видел, то точно не запомнил.
А в этом году я уже нисколечко не удивилась, когда дала студенткам с примерно таким же составом группы как смотри выше подписывать помеченные номерами страны на политической карте, и некоторые из них не смогли подписать ни одной из двадцати ( Включающих США, Индию, Россию, Италию ), а одна женщина долго смотрела на карту а потом спросила, это карта Британии или всего мира? Но в этом году меня уже ничего их этого врасплох не застало, я не вздыхала про себя, а просто дала им заготовленные заранее уже подписанные атласы - сравнивать и выписывать.

Некоторым, конечно, такая ситуация кажется странной и даже возмутительной. "Как можно не знать элементарных вещей? Как можно быть не в состоянии найти свою страну на карте? Как можно ничего не знать о фильме "Звездные Войны"? Да как вообще такое может произойти? Ах! " Ну, КАК можно не знать и КАК такое могло получиться- это очень даже просто. Просто немедленного применения для этих знаний нет. И не только для этих женщин, которым непосредственно для выживания надо знать только, как ухаживать за детьми, прибираться и готовить. Но кому из нас, претендентов на интеллектуальность, в ежедневном существовании так уж пригодилось знание того, что Чехия находится в Европе, Париж столица Франции, а США граничат с Канадой? Ну вот серьезно, вот именно в ежедневном существовании - кому, а? Весь этот груз общих знаний, частно поверхностных, банальной эрудицией именуемый, много он непосредсвенной пользы вам в жизни принес?

Эрудиция же вообще - вещь так сказать самоценная, в профессиональной жизни не особо применяемая, в личной или социальной жизни - применяемая редко. Ну скажем, иногда чтобы заинтересовать противопожный пол. Или наоборот, отпугнуть. ("А парадигма модулярной активности тени отца Гамлета развивается по экспоненте в постиндутсриальной надстройке", эту фразу мы с Дальней Знакомой В. как раз чтобы отпугнуть использовали, и вполне успешно.)

И вообще вся эта эрудиция-ерундиция - вещь для своих. Для тех кто понимает.

Опять же, что одному - проявление эрудиции, то другому - прописная истина, а третьему вообще - ненужный мусор. В юности моей, омраченной получением образования и чтением не только художественных книг, я бывало, обращалась к папиньке, большому знатоку истории, с вопросом, а вот напомни мне, уважаемый папинька, в каком веке была подписана Великая Хартия Вольностей, в двенадцатом, или в тринадцатом, дык папинька на это обычно читал мне получасовую лекцию о том, что позор, ужас, сущее безобразие в шестнадцать лет (!!!!) не помнить элементарных ( !!!!!) событий мировой ( !!!!) истории, ты бы еще спросила какая в Англии форма правления. На мои вялые отвякивания, что мол другие и того в шестнадцать лет не знают, папинька произносил еще одну получасовую речь сводящуюся к "Мы в ваше время... и О темпора о морес!" Затое ж спросите моего папиньку про законы термодинамики или про сериал "Star Trek", то мой папинька вам не ответит ни за что, ибо за всю жизнь руки не дошли этим интересоваться.


Ну ладно там Магна Карта, а вот даже такая вещь, как Земля вокруг Солнца обращающаяся, и вообще плоская она или круглая, вот посмотрите вглубь себя, оно вам надо?
Говорят, недавно на одном американском ток-шоу одну женщину спросили вот про это самое, круглая земля или нет. А она не знала. Она еще кажется христианка была, искренне верущая, но не суть важно. Так вот ведущие и зрители, говорят, завозмущались, мол, как вы, взрослая женщина, а не знаете что земля круглая. ( ну не круглая, приплюснутая сфера, приплюснутая, да) А она в ответ, а зачем мне вообще это знать? Я, говорит, жена и мать, у меня дела поважнее есть, чем учить всякий научный бред. Другие у меня ценности, понимаете. А вам наверное просто делать нечего, сидите тут, изучаете всякую ерунду. Get a life.

А однажды мою любимую девушку trendy_lady какой-то пижон спросил "А тебе нравится Кафка?", на что она ответила "Не знаю, я там не была" ( Прелесть, за такое и люблю ее столь сильно) Конечно, тут же понабежали всякие злые недоброжелатели, стали хихикать, пальцами показывать, дура, мол. Но ничего, другие френды вступились: "Молодец, Женьк, так им и надо, загнивающим интеллектуалам- завистнегам. Живи и наслаждайся жизнью, не парься на всякое."

А еще вспомнилась мне Божена Рынска, которая сказала Татьяне Толстой "Вот нам в школе преподавали астрономию, а надо было учить, как ухаживать за кашемиром."

А я ни астрономии не знаю, ни кашемирового у меня ничего нет.
С точки зрения банальной эрудиции, кому я такая нужна?

22 Comments:

At 3:48 PM , Blogger Greezlee said...

Говорящий не знает, знающий не говорит (с) Made in China

Эрудиция - вещь хорошая, которая при умелом пользовании дает много удовольствия и счастья. Что же до неумелого... У меня с подготовительных курсов иняза стойкое неприятие к тем, кто Знает, но не скажет. Или Знает и так вот хихикает в кулачок. Комплехс децкий.

А насчет Кафки - так это еще "Уловка 22" подобным блистала... "А Испания - это кто?". Хотя, конечно, ничуть не умаляет уместности и точности фразы.

 
At 7:58 PM , Anonymous Anonymous said...

"Как скучно было бы жить в мире, где не с кем было бы поговорить о поэзии, живописи. Где каждый знает только то, что ему нужно для работы..."

Шерлок Холмс и доктор Ватсон, "Знакомство" (фильм - в книге такой фразы нет...)

 
At 8:08 AM , Blogger malhecho said...

мне вспомнился эпизод из японского фильма, в нем девочка читает Конфуция, как у них водится в школе:

" Учитель сказал: "Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время",

и потом в недоумении спрашивает отца, а на кой нужна эта школа, может полезнее научиться шить?
На что, подумав, отец ответил: "Изучение наук дает тебе способность мыслить. Как бы не менялся мир, если ты умеешь мыслить, ты всегда выживешь."
по-моему в этом смысл Знания, банальная же эрудиция хорошо подойдет для нелепых понтов или в целях охмурения пастушек.

 
At 8:20 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

This comment has been removed by the author.

 
At 8:30 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Greezly Насчет тех, которые знают но не скажут - они может стесняются? Высовываться не хотят.

Анелка: Мы частично живеим именно в таком мире. Есть хорошая фраза, современная: правильно выбранная профессия оказывает разуршительное воздейсвтие на личность. Смысл ее в том, что если работа очень любимая, то все твои интересы замыкаются на ней, на другое не остается ни времени, ни, что еще важнее желания. Ведь вместо того, чтобы потратить время на изучение чего-то не относящегося к делу, можно было бы продолжить профессионально совершенствоваться! До бесконечности! Я видела такие примеры. Я, в общем-то, так не хочу. Но люди,можно сказать, этим счастливы.

Malhecho: А где граница между банальной эрудицией и Знанием?

 
At 10:05 AM , Blogger Michael de`OZ said...

Целиком и полностью согласен! Незачем женщинам знать такие вещи. В Этом вопросе я согласен С Бисмарком, который очень точно определил чем должна заниматься женщина: знамениты три "К": Kirche, Kinder, Küche
И некоторые народы понимают это! Например в Средней Азии принято за женщину давать выкуп. Так вот этот выкуп тем меньше тем выше образование у невесты. За Женщин с университетским образованием вообще приплачивают :) Потому что понимают. Маркетинг не задурил им ещё голову. Вот я тоже заметил, что чем умнее женщина тем труднее ей найти свой счастье.

 
At 10:10 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Миша, ты прелесть. ты так всегда все правильно понимаешь....
Знаешь, я - очень счастливая женщина. :))

 
At 12:40 PM , Blogger malhecho said...

Спасибо за хороший вопрос. Знание это нечто укоренившееся в вашем мозгу причем это нечто способно развиваться и оказывать влияние на мотивы ваших поступков, мыслей, суждений. Ну а банальная эрудиция всего лишь интеллектуальная МИШУРА.

 
At 3:36 AM , Blogger FireBlade said...

"- Отчего вы все время поглядываете на чужих жещин, Пок? - спросил он переводчика несколько минут спустя
Маленький человечек вздохнул:
- Очевидно, вы не видели наших женщин... Коэффициент умственного развития у них редко превышает шестьдесят, ростом они едва достигают кармана вашей куртки и весом, как правило, превосходят вас. Как сказал один путешественник: "Невысокие, нестройные и недалекие". Отсюда и паранджа.
- Потому что вы не любите на них смотреть?
- Вовсе нет. Они - наш стандарт красоты. Паранджа на тот случай, что они зачастую настолько глупые, что не помнят, кто из мужчин их муж."

(с) не буду говорить чей. Кто читал - тот знает, а прочим-то зачем?

 
At 10:38 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Значится так, уважаемый fireblade. Этого произведения я не читала поэтому угадать не могу. Возможно это какой-нибудь многоуважаемый классик. Но. Ссылаться на классиков двухсот и даже столетней давности в разговорах касающихся современных деталей существования - не есть всегда корректно, а часто и даже совершенно некорректно. и я бы даже сказала дурной тон.
Некоторые детали нашего существования и мировоззреания изменились за время прошедшее с момента написания этих произведений очень сильно. и надеюсь даже необратимо. Поэтому когда я вижу приведенные цитаты о женской глупости и женском предназаначении и глупости отдельных рас и народностей по сравнению с другими расами и народами, даже пусть эти цитаты принадлежат гениям литературы, и ожидается чтоты эти цитаты будут рассмотрены как серьезные аргументы - я просто не могу не возмутиться. Во время написания этого произведения это было в порядке вещей и бог с ними. Сейчас же времена изменились.


Женщины любой расы и народности не умнее и не глупее мужчин сами по себе. Они умнее или глупее от того, получили ли они с детства надлежащее развитие или нет.

Простите, что я объясняю элементарнейшие быть может для вас вещи.

Если вы привели эту циатату просто как пример, просто потому что вам вспомнилось - спасибо. Если же вы хотите чтобы этот кусок был воспринят серьезно - уж извините. Женоненавистнические высказыния, а также высказывания расистского толка мне претят.

 
At 1:25 AM , Blogger FireBlade said...

Описываемые события происходят на вымышленной планете вымышленной галлактики, обитатели которой таки добились воплощения в жизнь идеалов Michael de`Oz. Превратили своих женщин в идеальный гибрид детородной машины и кухонного комбайна.

Писатель, кстати - английский. Так что с расизмом - это вы не в тему, IMHO. Не те люди - английские писатели. Шокировать - да, но расизм...

 
At 8:22 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Ну что ж, каюсь, мое невежество меня здесь и подвело.
Однако в свое оправдание могу сказать, что будучи вырванным из контекста и не сопровожденным никаким вообще вашим комментраием этот кусок очень легко может быть непонят. Мне он показался вырванным из какого-то произведения времен колоний, а тогда англчане были ох еще какие расисты. Как впрочем, и все остальные тогда - время было такое.

 
At 10:21 AM , Anonymous Anonymous said...

А знаете, что я ещё хотела сказать!
Что для меня "банальная эрудиция" очень связана с энциклопедистами прошлых времён. Ну хотя бы с Да Винчи :)

 
At 12:50 PM , Anonymous Anonymous said...

Вот вам и банальная тема банальной эрудиции! «Колупнула»-то так глубоко...

Интересно, как каждый из нас почувствовал бы себя, если бы -- чур меня, чур меня -– из него вычистили, просто взяли да и изъяли бы всю эту пресловутую «банальную эрудицию»?...

 
At 3:23 AM , Blogger FireBlade said...

Desperate Immigrant:
У Достоевского в 'Братьях Карамазовых' есть одно дивное место - штабс-капитан возмущается своей племянницей-курсисткой. Дескать - приехала, и - БАБАХ! - с порога: Бога нет! Да откуда ты, сопля этакая, знаешь? Тебе студент сказал, но студент - он книги читал, думал. А ты?

(ничего личного!)

Это я к тому, что вы вот так легко обозвали англичан (хорошо, "тогдашних") - расистами. Вот так вот просто ;)

Я вам скажу пару вещей для затравки - а дальше уж как сами.

Начиная с 1870-х, чиновниками колониальной индийской администрации были люди, которые провели как минимум три года (спонсируемые гос.) в Оксфорде. Это после первых экзаменов сразу после школы - на право стать кандидатами.

Начальная идея была отбирать чиновников среди университетских выпускников, но наилучшие способности к языкам - в юном возрасте, поэтому возникала проблема. Её решили таким вот образом - сначала отбор на кандидатов, затем - языки и университет.

Окончательно кандидаты держали экзамен:
- сочинение (англ.), английские язык и литература
- история (английская)
- классические литература, язык и история: Греция, Рим, Франция, Германия и Италия
- математика и пять естественных наук
- moral science (насколько я могу уразуметь - логика, этика и философия)
- санскрит и арабский - язык и литература.

Вот интересно - кто-нибудь из нас смог бы потягаться с этими "расистами"?

Я просто уж не говорю, что они в основном были выходцами из среднего класса. Что такое английский средний класс - уж вы-то знаете хорошо :)

Я почему-то не удивляюсь, что практически все, что мы знаем об Индии - мы знаем от этих людей. Кама-Сутру тоже :)

 
At 3:29 AM , Blogger FireBlade said...

P.S.: от Достоевского вообще множество мест легли в память на всю жизнь, и постоянно вижу эти сценки вживую - в реальной жизни. Толстой - ничего абсолютно. Только фамилии - Безухов да Ростовы.

Думаю, это не спроста.

 
At 8:02 AM , Blogger malhecho said...

Читал эпизод приведенный вами (FireBlade), в романе "Бесы", но не суть важно.
почему-то читая дневник Достоевского у меня сложилось впечатление, что писатель то наш достаточно жесткий националист, а там и до расизма недалеко и уровень образованности уж не знаю как с таким фактом соотносится. Конечно я не берусь судить о Достоевском по одной простой причине, вертятся в голове слова другого гения:

...В нем все пороки мира.
И всё ж их слишком мало, чтоб затмить
Его достоинства. Они сияют
Тем ярче, чем черней его грехи,
Как ночью - звёзды. Это недостатки,
Но он в них вырос, а не приобрёл
Он сам их жертва, а не их владыка.

 
At 9:13 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

АНЕЛА, ДаВинчи ( который художник а не "Код") все-таки с банальным мало ассоциируется.

TV, я именно что колупнула, и не более. Одни вопросы в посте на самом деле, ни одного ответа. А отвечают люди здесь сами. Очень даже любопытно получилось.

FIREBLADE, начитавшись множество дневников и комментариев к ним, я с подозрением стала относиться к фразе "ничего личного!" Уж слишком часто эта фраза употребляется именно чтобы задеть того, кому предназначается. Но оставим, тут я могу быть не права, паранойя все-таки.

Что более соотносится с темой дискуссии:
Вы привели информацию, показывающую что английские колониальные чиновники того времени были образованными, культурными людьми. Так я разве утверждала обратное? Я же написала "расисты", а не "идиоты", а Вы меня как раз убеждаете в том, что они не были идиотами.Это я собственно хорошо знаю и к английской нации у меня в принципе очень уважительное отношение. Для своего времени они были не намного хуже и может быть даже лучше некоторых других народов.
Я назвала ( "обозвала", по-Вашему) их расистами с позиции нашего времени, которое выработало более уважительное отношение к правам человека. (И тут же оговорилась, что тогда были такими все.)
Демократия и соблюдение прав человека наслаиваются на общество медленно. Что мы осуждаем сейчас, то было нормальным сто, двести, триста лет назад.
Когда-то, очень давно европейский мужчина ( в том числе англичанин) считал другие расы определенно ниже его или вообще зверьми, считал приемлемым бить жену (не до смерти понятное дело, а только чтобы "учить"), смеялся или даже откровенно издевался над идеями равенства женщин и мужчин, считал что вправе распоряжаться судьбой своих детей и опять же имел право их бить или еще как-то жестоко наказывать в случае непослушания родителю, принимал чудовищное угнетенное положение ниже стоявших его людей как должное, смеялся или в лучшем случае брезгливо морщился, видя человека с явными физическими или умственными недостатками. И даже самые интеллигентные ( образованные, культурные, как из вашего примера) люди в ту эпоху, поднявшиеся над толпой, просветители и борцы за права и свободы, по нашим сегодняшним меркам, если судить их по меркам нашего цайтгайста - довольно дремучи. Известный факт, что Линкольн, например, борец за освобождение рабов, писал что черных никоим образом нельзя считать равными белому человеку. И это - один из прогрессивнейших деятелей! И любимый Ваш Федор Михайлович - то же самое. Что опять же не умаляет его гения.
Мы точно также тоже кому-то через двести лет покажемся дикарями, но именно в сравнении, например за то что мяско кушаем. ( если конечно человечество доживет, и если не скатится опять в дикость)

malhecho, я как-то подозрительно быстро с Вами соглашусь на этот раз. Что-то тут не то. :)

 
At 5:53 PM , Blogger golodnyj said...

В городе,
Черные фраки.
Девушки ходят скромные,
Ибо, три "К" заглавные.

В доме,
Кексы в кроватках уснули.
Свечи потухли в храме,
Истомой постель перечеркнута.

НЕТ! ни стихов, ни прозы.
Заводы стали к приколу.
А мы с тобой улыбнемся,
Ведь кошки такие разные.

 
At 8:37 PM , Anonymous Anonymous said...

Согласен. А то под банальной эрудицией многие понимают соответствие некоему своему никому не нужному стандарту. Причём, преподносится это с попытками вызвать чувство стыда за не знание чего-либо. А в результате люди боятся спрашивать интересные, но пока непонятные вещи или разговаривать о них. И начинается всё это со школы. Скажем нет единой общегосударственной школьной программе:)

 
At 5:30 PM , Anonymous Anonymous said...

Вообще-то эрудиция, пусть даже банальная, весьма полезна, материал для оценок -- человеку более вежественному в общем случае труднее заморочить голову. Другое дело, что необходимо еще и умение держать дистанцию

 
At 6:53 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

А это вообще был trick question. :)

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home