Monday, September 17, 2007

Британский музей под взглядом банального туриста.

А почему бы не написать про Лондон? А легко!

Если вы оказались в Лондоне на несколько дней, то уехать не побывав в Британском Музее будет по крайней мере неразумно если не сказать хуже.Британский музей, а отнюдь не незаслуженно общеизвестный Мадам Тюссо ( о сил а рекламы - тебе песню поем) - вот одно из мест из категории закрытых помещений, которое в первую очередь следует посетить и впоследствии этим гордиться.

Во-первых, по чисто прагматическим причинам: вход в этот музей как и в несколько других крупнейших музеев Лондона бесплатный, так как он находится на дотации государства. (Приятный контраст с табличками расценок в российских и белорусских музеях: "Наши граждане платят столько-то, а иностранцы, сцуко, в пять раз больше, ибо нефиг") Сколько еще продержится бесплатный вход - неизвестно. Не исключено что скоро плату-таки установят, потому что содержание этих сокровищниц обходится бедненькому английскому бюджету очень недешево. Уже несколько лет в каждом музее музее стоит стеклянный ящик музейного фонда, призывающий вас положить хоть сколько-нибудь, но лучше всего три фунта, который большинство, по понятным человеческим причинам, игнорирует. Но пока плату еще не установили, так что спешите видеть.


Из-за того что вход бесплатный, очередь в Британский Музей- явление крайне редкое, разве что в дни чудовищного туристического наплыва, и даже тогда не очень длинная. В обычные же дни, коих большинство, вы совершенно свободно проходите внутрь, берете бесплатную карту и гуляете по залам, сколько вашей душе угодно, а уж душе вашей будет где разгуляться. Британский музей - ( пошел копипаст из путеводителя, копипаст пошел) это выдающееся собрание сокровищ искусства со всего мира и всех эпох. И даже если вы не какая-нибудь скушная культурная девица с длинным носом, не старая дева-искусствовед с седым пучком на затылке, не маринованный очкарик, не еще какой-нибудь музейный фрик, а всего-навсего простой жизнерадостный товарисч ( и вы уже начали меня ненавидеть за снисходительный тон), вы все равно найдете среди многочисленных залов этого музея тему, которая вас зацепит и может даже не отпустит. ( Например, тему "Голые бабы")



Вот основные направления: Древний Египет; древнегреческая скульптура и архитектура, Ассирия, Древний Рим; Азия: Индия, Китай, Корея; Турция и Левант, Европа на протяжении последник пятнадцати веков. Япония. Мексика и Северная Америка.
Это конечно далеко не все, кроме того, постоянно открываются дополнительные временные экспозиции, правда они уже не бесплатны.



Залы Древнего Египта являются пожалуй самыми популярными в музее.
Розеттский камень ( на снимках не представлен) всегда собирает толпу желающих, видимо, по второму кругу разгадать египетскую письменность. Мумии тоже есть, как в любом уважающем себя музее. ( Фотографий не будет, потому что я внезапно поняла, что ведь это, по сути, трупы фотографировать - специалистам нормально, а остальным гражданам вообще немного стремно)

Ассирийские залы, к моему вящему удивлению, часто пустуют сравнении с тем же Египтом. И зря, очень советую вам их не пропустить - это несколько коридоров, стены которых сплошь покрыты фресками - сценами из жизни дворца и охоты. Быки из древних ворот вообще оставляют мощное впечатление. Но меня все же больше интересуют фрески, их можно разгладывать очень долго, и находить все новые и новые занимательные детали. Посмотрите как на этом снимке посредине пустыни - море, а в ней крабики и рыбки пускают пузырьки.
Все конечно же знают, что во времена своей молодости эти фрески не были такого песочного цвета, а были раскрашены яркими красками. Не знаю как вам, а мне естественный цвет представляется более благородным, в сравнении с цветом терракоты те яркие цвета смотрелись наверное немного аляповато. (Здорово было бы заявиить какому-нибудь ниневийскому царю: "Это у вас, милейший царь, на стенках прямо лубок какой-то. Такое уже не в моде. В моде - минимализм и однотонность")




В Азиатском отделении лично мне особенно нравится индийский зал, за откровенно эротическую скульптуру ( мои интересы просты).







В Мексиканском зале находятся предметы искусства ацтеков и майя. Например, мозаичные маски, включая известную всему миру маску Тетцкатлипока, основа которой - человеческий череп. Фотографии приличной нет, так как маска находится за стеклом, то фотографировать ее очень трудно, в кадр все время лезут отпечатки носов и пальцев близоруких посетителей. Зато Кетцалькоатль вышел неплохо, так что полюбуйтесь. Все же рекомендую вживую на это посмотреть. Кто не видел Кетцалькоатля вживую, тот, считай, не жил по-настоящему.









Многие из Европейских залов демонстрируют содержимое сокровищниц королей, будуаров знатных дам и частных библиотек благородных господ. От грубых золотых цепей из колец толщиной с палец, с узором из насечек ножиком, ( почему-то они меня особенно умиляют) положенных вождям племен первого тысячелетия- до искуснейших безделушек, часиков, табакерок восемнадцатого и девятнадцатого веков, на производство каждой из которых потрачено было, наверное, тысяча человекочасов.










В греческом отделении находится знаменитая коллекция Элгана, (The Elgin Marbles). В подробностях о ней можно прочитать в той же википедии, но для ленивых и занятых я кратко перескажу. В начале 19го века, когда Греция находилась под владычеством Оттоманской Империи, лорд Элган, будучи британским послом в этой Империи воспользовался равнодушием турок к древнегреческим памятникам искусства и архитектуры и легко получил разрешение вырезать из Парфенона в Афинах и вывезти понравившиеся ему скульптурные группы.

В результате все самые ценные детали Парфенона находятся сейчас в Британском Музее. Между Британским Музеем и Грецией уже давно идут споры, вернуть- не вернуть. Возвращать не хочется, коллекция - жемчужина музея.


Поступок Элгана вполне в духе его захватнического века, и осуждать его легко: мало того, что практически украл национальное достояние, так еще в процессе вырезания скульптур и барельефо из-за невежства рабочих и не ахти каких археологических знаний самого лорда, многие из них были повреждены, утеряны детали, разорваны композиции, какие-то куски которых остались лежать на руинах, а другие уехали в Англию.
Кстати, осуждать Элгана начали еще при его жизни, и вообще коллекция эта счастья ему не принесла, затраты на перевозки мрамора в Англию не окупились и он разорил себя и своих потомков.
И все же если смотреть на этот случай в целом, то, что сделал Элган, имело и хорошие результаты, для нас, теперешних. Парфенон в его время уже находился в очень плачевном состоянии. Местное население потихоньку растаскивало камень для хозяйственных нужд а оккупирующие турки и вовсе использовали руины для развлечения, например стреляли из ружья по головам богов и героев. Элган украл статуи, но он хотя бы украл как объект искусства, заботясь ( тоже далеко не идеально, конечно) об их сохранности. Не сделай он этого, до наших времен эти статуи бы скорее всего не дожили ни в каком виде.

Похожие истории происходили по всему миру, с объектами искусства Древнего Египта, Индии, Ближнего Востока и так далее, захваченными предприимчивыми европейцами и бессовестно растащенными по коллекциям. Тем самым коллекциям которыми, однако, мы сейчас имеем возможность любоваться.

В случае с Британским Музеем- бесплатно.



Acknowledgements: Использованы снимки авторства моего мужа а также моей Подруги -С -Детства Лены, находившейся в Англии с рабочим визитом.

2 Comments:

At 2:29 PM , Blogger Michael de`Oz said...

Интересно, интересно. Там фотографировать разрешают. А вот в Лувре нет. Так что сняться рядом с Джакондой не получилось

 
At 8:53 AM , Blogger FireBlade said...

Средний русский человек не очень-то любит по музеям :(

И тому есть причина - не густо у нас исторических памятников, и совсем плохо - с историей...

Наверное, лучше всего об этом сказано так:
"Пора поведать о потрясающих обрядах, принятых у народа под именем "москвичи". Они сегодня, в 2007 году, на полном серьезе построили императорскую резиденцию XVIII века и считают ее музеем. К безумию они двигались постепенно. Сначала они по фотографиям построили копию храма Христа Спасителя. Это стерло разницу между фальшивкой и подлинной вещью, поскольку копия стала национальной святыней. ... Разница между настоящим и прошлым в существенной мере утратилась, однако сохранялось еще требование, чтобы в прошлом было что-то, что они строят в настоящем. А вот теперь они построили новый дворец XVIII века, которого в XVIII веке не было, и теперь считают его там бывшим."

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home