Тяжелая автомобильная действительность.
Быть водителем в Англии очень нелегко. Это я вам говорю скорее как сочувствующий пассажир, потому что мой опыт вождения ( с инструктором) не таков чтобы им хвастаться. Про это я вообще как-нибудь отдельно напишу. А сейчас я пишу про тяжелую жизнь английских водителей. Во-первых, в городской местности дороги узкие, они еще при постройке рассчитаны на ширину одной машины, а потом еще с обеих сторон автомобили припаркованы, вот и виляй тут, и каждый раз соображай кто кому дорогу должен уступить. Так мало этого, еще крути головой по сторонам, примечай всяких байкеров, которые, я тут решила, и есть главные враги человечества, а вовсе не масоны и не террористы, и я бы их вообще на дорогу не выпускала, столько от них проблем. За то время что живу здесь, сложилось у меня впечатление, что английские водители почти все терпеливые и вежливые, а английские пешеходы почти все поголовно бессовестные сволочи. Как так получается, если учесть, что большинство людей принадлежат обеим категориям одновременно, не знаю. Я себе представляю это так: цельный день водитель ездит аккуратно, терпеливо пропускает абсолютно всех, кому приспичило вот именно в этот момент перейти на другую сторону, включая кроликов, белок и утку с утятами, дорогу всем уступает, на поворотах смотрит вправо-влево, опять вправо, опять влево и еще раз все сначала, и прочее. После такого вот напряженного дня запаркует он или она, наконец, свой автомобиль и, радостно потирая ручки, мысленно произносит: "Ну што, собратья и сосестры водители, римляне-сограждане-друзья, берегитесь у меня, ужо теперь я оторвусь". И идет развлекаться, каковое развлечение состоит в том, чтобы перебежать дорогу пооживленнее именно на красный свет, именно тогда когда на ней побольше машин. Хотя зачем перебегать - лучше ж вразвалочку перейти, и наискосок, чтобы побольше народу затормозить. А еще хорошо внезапно выскочить между припаркованных машин, как дите последнее, по сторонам не глядя, за него водители посмотрят. Можно еще интереснее - перепрыгнуть через парапет и перейти многополосное шоссе, где машины вообще сплошным потоком, чтобы, значит, водители не расслаблялись, думая, что уж здесь пешеходов точно не будет. А вот вам, выкусите, перед пешеходами все обязаны останавливаться, даже если эти особи настолько умственно отсталые, что задавив их вы оказали бы услугу обществу...Но пусть не складывается у вас впечатление, что Англия для пешеходов рай. Есть конечно свои плюсы, которые смотри выше, то есть водители обязаны тебя пропускать, куда бы ты не лез. В первые месяцы я, помнится, испытывала чувство близкое к кайфу, когда еще только даже подходя к зебре, наблюдала что передо мной останавливается вся вереница машин, включая шикарный мерс, пассажирский автобус и грузовик-цементовоз и будут ждать пока я не закончу переходить и никто даже не пикнет, в прямом смысле. И все удивлялась и удивлялась, как Алиса в Стране Чудес. Ведь у нас же ж в Минске было как? У нас же ж в Минске было так: безопаснее всего переходить в резервациях, это то есть где светофоры. Если все-таки надо перейти в другом месте, где просто знак или зебра, то это игра на выживание. Сначала подходишь к зебре и ждешь, ждешь, ждешь, а машины все идут сплошным потоком, потому как люди все занятые, спешат, а ты можешь и постоять. Потом наконец собираешь волю в кулак и ступаешь несмелой ногой на саму эту зебру, и робко надеешься, что уж теперь тебя точно обязаны пропустить. Ну если повезет - остановятся. Некоторые медленно объедут. Некоторые объедут быстро. А какие-нибудь козлы московские не только не остановятся и не объедут, а мимо промчатся и еще посигналят тебе, мол, куда, дура лезешь, не видишь, что-ли - черный бумер. В таких условиях я выросла пуганой законопослушной гражданкой и с сильным ощущением, что у кого руль - тот и прав. Переехав в английский город Верхняя Расческа я вскоре осмелела. Ну, большая доля законопослушности во мне все еще осталась. То есть нагло выскакивать на дорогу прямо перед мчащейся машиной с целью проверки реакции водителя я не буду. Если вы все-таки когда-нибудь застанете меня за подобным занятием, то можете вылезать из-за руля, хватать меня за шиворот и бить мордой об асфальт, даю вам на это свое разрешение. С другой стороны, светофоры я больше не ищу, потому что перейти можно практически в любом месте, где движение потише и хороший обзор.
И все-таки нам тут, пешеходам, не сахар. Во-первых, здесь не только проезжая часть улиц узкая, но и прохожая часть тоже. Средне-статистическая ширина рассчитана примерно на проход 1,5 человека. Ну я-то еще помещаюсь, а вот как с этим справляется молодое английское поколение, чей средний размер составляет 1,7 человека, не знаю. Во вторых, мимо проходящие арабы все норовят поздороваться, а мимо проезжающие - ручкой помахать и какое-нибудь прилагательное выкрикнуть .... хотя это наверное чисто из моего личного опыта, экстраполировать не стоит. В-третьих, очень на улицах шумно. И это не только шум двигателей и шуршание шин по асфальту. Это еще и музыка, в основном индийская или рэп, которая настолько прекрасна, что счастливые и нежадные обладатели встроенных в автомобиль стереосистем хотят поделиться ею со всем окружающим миром через открытые окна. А если вам эта музыка не по нраву, то вы сноб или вообще расист. В общем, быть английским пешеходом тоже иногда тяжело.
Лучше всего, конечно, быть английским пассажиром. Но и тут вас могут подстерегать неприятности, такие, например, как переложенная на вас водителем обязанность навигации. Поняла на личном опыте. До того переломного момента как у меня завелись очки для дальнего видения, в поездках между английскими населенными пунктами все складывалось для меня очень даже хорошо, и жизнь казалась вечным праздником. Каждый раз когда мы подъезжали к указателям, я подслеповато щурилась, жаловалась на то, что букв не разберу и таким образом обязанность выяснять дорогу лежала исключительно на водителе, а если он иногда ошибался и сворачивал не туда, куда надо, что, должна сказать, случалось крайне редко, я проявляла редкое в женщинах благородство и говорила всякие утешительные слова.
После того как у меня появились очки и соответственно возможность видеть указатели вовремя, я хорошо прочувствовала значение фразы "Баста карапузики, кончилися танцы". Потому что теперь функция штурмана возложена на меня. Хорошо еще, что " я не волшебник, а только учусь" и мой муж-водитель по-прежнему на указатели посматривает. Если б он этого не делал, моими усилиями мы бы давно свернули с Британских островов и бороздили бы сейчас где-нибудь просторы как минимум Италии. Вообще-то к навигации я подхожу очень серьезно. Настолько серьезно, что я даже перестала разговаривать во время езды, чтобы полностью концентрироваться на высматривании этих самых синих, зеленых, белых и коричневых знаков. И вот сижу я, уставясь вдаль, полчаса, час, и вот скоро уже должен показатья нужный нам знак, и в этот самый момент мне позарез вознадобится что-нибудь в бардачке, или под ногами, или в сумке, которая лежит на заднем сиденье, или даже в носу поковыряться, и -ой! - знак только что проехали, а я-то его и не разглядела. Или успела разглядеть только ненужную нам информацию, как, например, до следующего МакДональдса 20 миль. Мой муж тяжело вздыхает, я принимаю виноватый вид, виновато хлопаю глазами и виноватым голосом говорю, что я не виновата, и верите ли, мне все сходит с рук, в основном, конечно, потому, что мой муж за меня все разглядел и мы не заблудились.
А теперь расскажу о том, как однажды мы все-таки заблудились, но вот из-за меня это или из-за кого-то другого- это еще вопрос. А заблудились мы на дорогах Лондона, что само по себе делает эту ситуацию в десять раз хуже, чем можно себе представить. Все англичане знают, что ездить в Лондон на автомобиле - страшный риск и для автомобиля и даже для жизни, если только вы в этом городе не родились и не выросли. Потому что все, что я раньше написала о хороших и вежливых английских водителях касается лондонских водителей в гораздо меньше степени, а все, что я написала о наглых английских пешеходах касается лондонских пешеходов в еще большей.
Но когда нам однажды потребовалось закупиться кое-какой мебелью в Ikea, то мой муж рассудил, что перевозить две тумбочки, журнальный столик и зеркало поездом не совсем сподручно будет и придется все-таки ехать на автомобиле. К счастью, Ikea London находится довольно далеко от центра города, а сайт их дает очень подробную информацию о том как вам к ним добраться, поэтому доехали мы туда относительно легко и без приключений. К несчастью, Ikea London не сильно заботит, как вам от них выбраться, и такую информацию они не предоставляют. Так вот оказалось, что выехав из Ikea по той же дороге, по которой мы в нее въехали, можно свернуть только в одну сторону, прямо противоположную нужному нам направлению, а в другую сторону проезд закрыт. И пришлось нам нестись с общим потоком по дороге которая хотя и в городе, но напоминает highway, столько в ней полос и такое оживленное движение. И свернуть с нее некуда и остановиться негде. И ведет она прямо в центр, то есть на верную смерть. Минут через пять мой муж мне говорит слегка дрожащим голосом взять карту и посмотреть на ней, есть ли где-нибудь впереди roundabout. Кто не знает, roundabout - это штука, особенно характерная для английской действительности, такой типа круглый перекресток с несколькими выездами, на нем очень легко можно развернуться. Я смотрю на карту ( почти в темноте, и от лампочки в салоне мало толку) и вижу на шоссе, по которому мы едем, много много кружочков и говорю что есть даже несколько. Минут через десять мы почему-то по-прежнему ни одного roundabout не проезжаем. Муж мне говорит голосом в котором тщательно скрыт начинающийся ужас, что я наверное на карте высмотрела обычные перекрестки, а ему нужен именно круглый, они на карте по другому отмечены. На мой законный вопрос ( заданный голосом в котором тщательно скрыты подступающие слезы), как же тогда эти круглые перекрестки выглядят на карте, он мне дает потрясающе информативный ответ, что они выглядят как polomints. Ну конечно, для того, кто всю жизнь лопал эти поломинтс, это может все объясняло, но мне , которая в жизни их не видела, это почему-то не помогло. То есть вообще слегка владея английским языком , я знаю, что mints - это мятные сосательные конфетки, но они же вроде и есть круглые, так вот же этих кружочков на карте полно....Или на них еще крестики как на таблетках прорисованы, так вот вроде тут тоже какие-то крестики... или циферки.... Слабеющим с каждой секундой голосом прошу объяснить как-нибудь по-другому. Дорогой муж, мысли которого заняты тем, что вот мы уже почти и выехали к Букингемскому дворцу, здравствуйте Ваше Величество, и хорошая, черт возьми, была машина, новая, жалко будет, выдает мне новое описание. Круглые перекрестки, оказывается, похожи на пончики! Тут уже признаю, моя недоработка, но пончики меня уже много лет не интересовали. Сразу вспоминается, что пончик - это что-то сладкое, жаренное в масле, жутко вредное, продаются на рынке с железных лотков тетками в грязных передниках. Что же из перечисленного объединяет их с круглыми перекрестками? Пытаюсь вспомнить, как выглядели пончики в школьной столовке. Представляется что-то такое овальной формы, вытянутое на концах. Ага, овальчик значит! Ну я и смотрю на карту, пытаясь найти какой-нибудь овальчик. Как вы понимаете, таким манером я не обнаруживаю ни одного roundabout не только на нашем шоссе, но и во всем Лондоне. Прихожу в ужас от своей лингвистической беспомощности. Охотно начинаю верить, что многие войны начались из-за ошибки переводчиков. В этот момент, о счастье, дорогой супруг находит наконец возможность свернуть на какую-то улицу, а с нее еще на какую-то улицу потише, там развернуться и еще через полтора часа домой мы в конце концов доезжаем без потерь. Уже потом узнала, что же он имел в виду: английские пончики и английские мятные конфетки polomints выглядят как кольцо, с дырочкой посередине. Ну почему бы было не сказать "кольцо", или "хулахуп" или "бублик" , не понимаю. Хотя нет, понимаю, в состоянии легкой паники, мчась по лондонскому шоссее неведомо куда, тяжело синонимы подбирать.
Зато теперь я легко могу отличить пончик от всего остального. Он выглядит как круглый перекресток. Удачи всем на дорогах.
Англия
жизнь в иммиграции
вождение
дороги
7 Comments:
Наконец-то я увидела вашу новую машину. Мой респект английским водителям, которым ты тоже скоро станешь.
Мда нелегок водительский хлеб у англичан... Хотя кто ездил по Львову (Украина) тот наверное тот же "англичанин": те же узкие улочки, море дорог с односторонним движением, наглые а)водители маршруток б)пешеходы в)трамваи г)и все остальные... ;-)))))
Представьте себе, что не только в Англии пешеходам дорогу уступают! До Киева культура тоже добралась.
А вот недавно был в Ростове, который на Дону. Так там водители едут на переход ещё и газу добавляют, а если кто-то из пешеходов намеревается ступить на меловую зебру, так ещё гудят раздражённо клаксонами. Роставчане - люди привычные: они даже на зелёный свет дорогу перебегают! Но для нас это было по-настоящему дико.
я помню как меня удивило уважение в пешеходам в Алуште, вот там если человек становился на "зебру" машины тормозили и пропускали людей...
тут уж должно быть равноправное уважение - водителей и пешеходов...
Вот, вот, именно должно быть. Я из тех людей, которые считают, что правила придуманы для того, чтобы их соблюдать.
в тему, вчера у нас на одной из главной улиц, возле одного из корпусов нашего универа, на ТРОТУАРЕ сбили 2 женщин, насмерть... какой-то малолетний раздолбай на мерсе, хотел промчать на желтый, чуть не столкнулся с другим товарищем, который тоже решил проскочить. В итоге - погибли женщина и девочка лет 17...
Ужас-то какой. Ходите по тротуарам осторожнее.
Post a Comment
Subscribe to Post Comments [Atom]
<< Home