Wednesday, July 26, 2006

Проблемы имиджа

То, что у наших людей, (под нашими людьми я имею в виду всех с просторов бывшего ссср) зачастую складывается совершенно неверное представление о том, что из себя представляет обобщенный западноевропеец - это, конечно, не новость, и не совсем тема моего поста. Но мне стало интересным такое явление, (тоже, впрочем, не открытие велосипеда и не изобретение Америки), что параллельно с этим не вполне верным образом "западника", у наших граждан также нередко складывается совершенно искаженный образ собственно нашего человека и его отличия от западного. Кажется, что именно вот этот образ европейца влечет за собой волну сравнений с особенностями нашего русского* национального характера и выводы, что наш национальный характер совершенно другой, даже можно сказать противоположный по многим пунктам. И тут особенно распространены два пути, либо наш национальный характер нами очерняется по сравнению с европейским ( у них на Западе культура, а у нас никакой нет - один сплошной совок, все мы пьяницы, разгильдяи, хамы, плюемся сквозь зубы и тушим цыгарки об оглоблю), либо же наоборот, видится в таком милом розовом славяносоветскофильском свете ( наши люди приветливы и щедры, для другого последнего не пожалеют, раззудись плечо-размахнись рука, а европейцы все мелочно меркантильны и негостеприимны)

Вы уже заскучали это читать? Постойте, не уходите без примеров! Примеров первого типа не будет, слишком меня злит подобное отношение, лучше не буду будить в себе зверя. А вот примеров второго отношения, которое меня кстати, тоже раздражает**, предостаточно.

У меня в голове они хранятся по кодовым названием "У нас бы....., а тут...."

У нас бы так все кинулись человеку помочь, а тут....
У нас бы так никто с человеком не поступил, а у них...
У нас бы так в первую очередь накормили, а они....

Но раз собралась критиковать, будет только справедливо начать с самой себя. Но с самой себя более чем десятилетней давности, тогда вроде как почти другой человек получается, и не так стыдно. Так что я хитрая.

Так вот, в возрасте эдак лет семнадцати ехала я впервые в жизни в Англию. Зимой, на автобусе. И ночью, где-то на территории западной Германии, наш автобус сломался. Приехали всякие службы, руководители наши дозвонились до фирмы, фирма обязалась прислать другой автобус, но придется подождать пока найдется и пока доедет. К утру нас всех с вещами перетащили в какой-то крошечный немецкий город, скорее даже деревню, и поместили в что-то вроде приемника для иммигрантов и беженцев, отапливаемое здание с большим залом и несколькими туалетами и умывальниками. Мы провели в этом здании ровно сутки, ночь ночевали там на полу, и на следующее утро уже за нами приехал наш автобус. Сейчас я считаю, что со стороны немецких властей было очень даже мило оказать нам такую услугу. Нас даже в тот день еще покормили бесплатно, один раз. ( Сосиками с паприкой, разумется, какую еще еду можно ожидать от немцев?)
Но тогда я была настолько дура и максималистка, насколько ею можно можно быть в возрасте 17 лет. И еще я была воинствующая патриотка. Так вот, когда я по возвращении домой всем рассказывала про свои дорожные приключения, я говорила, с возмущением в голосе, примерно следующее: "Эти немцы, ну и жмоты. Привезли им в город автобус с детьми ( детьми шестнадцати-семнадцати лет, угу), а они засунули нас в какой то сарай для нелегальных иммигрантов, где мы спали на полу и ели их несчастные сосики. Уже не могли, что ли, ПО ДОМАМ РАЗОБРАТЬ на сутки?" "Представляете себе"-, распалялась дальше я, - "Сломается немецкий автобус недалеко от какой-нибудь белорусской деревни Гадзюкино. Ведь выйдут тогда дружно все жители этой деревни и не повезут бедных немцев в здание сельсовета, а ПРИГЛАСЯТ ВСЕХ ПО ДОМАМ, напоют-накормят и спать положат и еще самогону в дорогу подарят."

Вот такая я была глупая много лет назад.

Я не могу сейчас отвечать за жителей белорусской деревни Гадзюкино, разумеется, но могу отвечать за себя. Если следуя через город Верхняя Расческа за моим окном сломается автобус с немецкими или еще какими-нибудь детьми, взрослыми и так далее, я отнюдь не выступлю с инициативой дать приют совершенно незнакомому мне человеку на сутки. И сомневаюсь, что поступила бы так, когда еще жила в Минске. Так что пункт "безоговорочное славянское гостеприимство" отменяется.

Другой пример - не про меня, а про моих родителей. Собственно, эта раздражающая меня фраза "У нас бы....., а тут...." взята мной от моей мамы. Как и всякий ребенок воспитанный хорошими и заботливыми родителями, я выросла эгоистичной, несправедливой и неблагодарной по отношению к ним, все хорошее от них воспринимаю как само собой разумеющееся, зато если что-то чуть-чуть не так - запоминаю надолго и еще потом всем жалуюсь. Но хотя бы я отдаю себе в этом отчет. Это было лирическое отступление, а теперь пример идеализированного образа соотечественников, сложившееся в голове моей мамы.

Несколько лет назад, мне в очередной раз повезло ехать в Англию. Я ехала на конференцию. Ехала я на автобусе, потому что поездка оплачивалась не мной, а организацией, пересаживалась на Лондонском автовокзале Victoria Green Lane на английский уже автобус и оттуда ехала еще часа четыре до города, название которого не привожу, потому что оно вам ничего не скажет. И у меня были тогда в Англии очень хорошие английские друзья, которые жили на одинаково удаленном расстоянии как от Лондона, так и от города, которые был целью моей поездки.
Так вот за несколько дней до отъезда моя мама вдруг спрашивает меня, а не могут ли мои друзья приехать встретить меня на Лондонском вокзале и довезти меня до места уже на автомобиле, убив таким образом двух зайцев, и пообщаются со мной, давно ведь не виделись, и меня довезут с гораздо большим комфортом. И мол, неужели они сами этого не предложили, ведь я про предстоящую свою поездку им написала? Тогда я объяснила маме, какие это расстояния. Даже карту показала. И что я и не ожидала от них предложения меня подвезти. И тогда мама мне выдала эту свою прекрасную фразу: "Вот МЫ бы так сделали, если бы человек приезжал к нам в страну, а у НИХ так не принято, все с ними понятно." И еще головой покачала. ( Ой, не дай бог она это читает, мама, смотри выше, про неблагодарных детей)
То есть получается мои идеальные соотечественники, у кого есть сколько-нибудь совести, сделали бы так, как сказала моя мама. У кого хорошо с географией? Представьте себе, вы живете себе припеваючи в Минске. И тут в Белоруссию приезжает ваш английский друг. Он приезжает не к вам, у него жесткие сроки, ему надо на конференцию в Витебск. А приезжает он поездом до Бреста. Вы, конечно же, срываетесь с работы там или из отпуска, и срочно на автомобиле в Брест ( три с половиной часа дороги, если машина хорошая) Всречаете его на вокзале, на котором он, кстати, преспокойно мог сам купить билет до места назначения ( языковой проблемы у этого гостя нет), сажаете его к себе в машину и везете его в Витебск ( часов пять, не меньше). В Витебске вы его высаживаете у гостиницы поздно вечером, машете ему ручкой, потому что его конференция начинается завтра и ему еще нужно поспать как минимум пару часов, садитесь в машину и гоните домой в Минск ( еще часа три-четыре) Как вам такая картинка? Вы бы такое сделали ради дорого гостя? Вот моя мама считает, что " у нас бы такое сделали, а вот у них....."

Короче, давайте не будем выдумывать какие "мы" по сравнению с "ними" хорошие, или, опять же, плохие.

Все мы одинаковые на самом деле. Давайте жить дружно.







*Простите белоруссы, украинцы и так далее, я немножко обобщаю тут, а вообще я всех нас имею в виду.

** Я даже знаю, что примерно скажет на это, покачав неодобрительно головой Michael de'Oz, но дорогой Вы мой, раздражение и вообще всякие не очень положительные эмоции - большой стимул для творчества.

22 Comments:

At 2:35 PM , Anonymous Anonymous said...

А хотите я расскажу, что меня раздражает до желудочных коликов?
А вот и расскажу!

Как на западе представляют просторы СНГ. Это ж уму непостижимо!!!!
Недавно смотрела передачу о техногенных катастрофах. Само-собой, там упомянули Чернобыль. И проиллюстрировали чудными кадрами: румяные с мороза мужички и бабёнки отплясывают перед соломенным чучелом на снегу... Голые ветви деревьев колышутся на свирепом ветру вдоль безлюдной трассы...
А ведь это был МАЙ, друзья мои! И жара под тридцать!! И цвели сады, между прочим!!!
И так - всегда, когда показывают Россию, Украину или Белорусию. Я вообще не понимаю, для чего на этих наших голых и пустынных землях растут деревья?!?!?!?
Всё, высказалась )))

СПАСИБО, Титания ;)

 
At 3:54 PM , Anonymous Anonymous said...

Вижу - наболело. Все мы одинаковые. И ваще, как говорится.

 
At 4:59 PM , Blogger Pimen said...

Физически, биологически и физиологически мы действительно одинаковые,но в историческом и культурном отношении мы разные.Наши различия более глубинны, чем встретить гостя и привести его домой.В данном случае под местоимением "мы" я подразумеваю Россию и Европу.Хотя и географически Россия,по крайней мере, до Урала,таже Европа.Но и сама "старушка" неодинакова и однородна. В тоже время наши различия не мешают нам жить дружно. По крайней мере, мирно.

 
At 7:54 PM , Anonymous Anonymous said...

Кстати, такой подход: "У них так, у них не принято, не то что у нас" - он вполне себе неплохо уживается и в пределах одной страны. В Москве ведь все не так, как в Волгограде или Владивостоке, вы разве не знали? Там такое жлобье живет, что ой-ой-ой! А у нас тут казаки да приморцы, все сплошь добряки и щедрые безумно! Ага, щазз.

Причем при таких высказываниях эмоций больше, чем во время критики иностранцев, потому что ближе это и примеров больше.

 
At 8:24 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Анелка, меня такое тоже ужасно злит! Я даже как-то о чем то подобном писала, вот тут:
http://desperateimmigrant.blogspot.com/2006/05/blog-post_03.html,
(Пардон-с за самопиар-с)
Все-таки на западе отношение к нам по-прежнему слегка, а местами и сильно предвзятое. Но про вашу Украину уже хотя бы все здесь знают, а вот про мою Беларусь многие и не слышали.
Я когда познакомилась с моим будущем мужем, меня мгновенно подкупило то, что он знал где находится Белоруссия и даже кое-что из политической ситуации, в отличие от большинства его соотечественников. В тот момент, можно сказать, он и покорил мое сердце. :)

 
At 8:28 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

tigger, вы совершенно правы. Такой подход уживается даже в пределах одной семьи! Сучек и соринка такой случай называется.

 
At 9:16 PM , Anonymous Anonymous said...

Ага =) С точки зрения иностранца у нас по улицам ходят медведи в шапках-ушанках с балалайкой в одной лапе и бутылкой водки в другой =)

Я для себя просто делю людей. Те с которыми я общаюсь, и остальные. И вовсе не значит, что остальные плохие там какие-то... Это не моё дело о них судить. Просто не общаюсь. Может буду общаться.

 
At 10:19 AM , Anonymous Anonymous said...

Как здорово вы написали, согласна со всеми пунктами :)
А еще я столкнулась с тем, что некоторые люди с Родины уверены, что нам так тут плохо и одиноко, что мы будем безмерно счастливы принять у себя в доме любого залетного земляка :)
Hаивные :)

 
At 2:24 PM , Blogger Michael de`OZ said...

На самом деле,
Когда существовал Желехный занавес у нас было иделическое представление о жизни ТАМ, как то, что создавалось официальной пропагандой, как и противоположное. Но сейчас, когда есть свободный обмен иформацией многие мифы тех времён разрушины.
Первый, что США страна свободы и демократии.
Второй, что у НИХ нет бюрократии.
В общем выясняется, что у них (тобиш у вас!) то же самое - макдональдсов понастроили, люди друг друга душат, в общем идёт нормальная человеческая жизнь.
А то, что они там про нас имеют неправильное представление, так это им самим же хуже.

 
At 7:26 PM , Anonymous Anonymous said...

Не понимаю смысл такого рода статей. Какая нам разница как мы выглядим в их глазах?

Нам то что с этого?

Осеновная масса соотечественников - дикари и хамы. Ведут они себя соответственно, примеры приводить - лень, сами все знаете. Варварство и хамство стали национальными чертами русских, как бедных так и богатых. Мы это изменить не сможем, следовательно, как говорят великие восточные философы - не надо париться над тем что тебе неподвластно..


Вот весь вопрос... а то нафлудили тут ... ОГОРОД ...


:)

 
At 7:28 PM , Anonymous Anonymous said...

Россия (как говорил Черчилль) не страна а континент, у нас своих проблем достаточно и что там в Европе думают - их личное дело...

согласен c trigger ...

 
At 8:18 PM , Anonymous Anonymous said...

На самом деле все предельно просто: нас так воспитывали, помогать друг другу. Мол, все должны быть "братья и сестры", взаимовыручка, бла-бла-бла. Результат предсказуем: человек становится эгоистичен, но вдалбливаемые в него с детства убеждения остаются, мутировавшие до неузнаваемости. Вроде "я никому ничего делать не стану, но ты мне помочь обязан".

Отсюда все эти "а у нас бы" и тп.

 
At 9:27 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Arry, этот пост был не про то, как мы выглядим в их глазах, а про то, как мы выглядим в своих собственных.

 
At 4:59 AM , Anonymous Anonymous said...

Бувально только что прочитал у blogbuster.ru, что в бывшем СССР даже аварии раз в 10 чаще, чем "у них" или "там" :-)

 
At 3:09 PM , Anonymous Anonymous said...

В своих собственных глазах мы выглядем совершенно нормально, подробнее об этом я написал тут http://www.2pixels.ru/blogg/item/711

Никакого криминала в данной ситуации нет. Эволюция идет своим чередом. У нас - положительная динамика а в Старушке Европе - отрицательная.. все закономерно...

 
At 3:19 PM , Anonymous Anonymous said...

Когда кого то призывают жить дружно, это означает, что его хотят поиметь. Я - за силовой паритет!

(по край мере такая ситуация прозрачна)

В своей статье Вы путаете разницу в ментальности (русские - азиаты, а не европейцы) с личными качествами.

 
At 7:29 AM , Anonymous Anonymous said...

У нас с Вами похожие мамы. Возможно, просто потому, что они ЖИВУТ так, а мы по-другому. Кстати, в Витебск (и даже в Москву!) она бы поехала (и ездила) и потащила бы туда всю семью. Возможно, они воспитывались в другое время?

P.S/ Вас ищут как автора этого блога в социальной сети TooDoo http://toodoo.ru/ - зарегистрируйтесь.

 
At 10:48 AM , Blogger Greezlee said...

Плачу. Рассуждать о том кто бы куда поехал или не поехал, не зная человека... Вдруг узнаю, что русские - азиаты... Или евроазиаты... Менталитет особый. Друзья, менталитет у многих еще даже и не сформировался. Это ворох различных ценностных установок, которые крутятся у масс в мозгу, как грязное белье в центрифуге. Набор бытовых- полуязыческих-полусоветских-псевдохристианских штапмов.

"Когда кого то призывают жить дружно, это означает, что его хотят поиметь", - arry, похоже, фраза из тяжелого детства.

Мы все из одной глины. Все делаем одни и те же ошибки, также трусим, также алчем и также изредка способны на подвиги. Все. Англичане, белорусы, евреи, цыгане.

 
At 8:14 AM , Anonymous Anonymous said...

2Gr.: Да, вы, батенька, под космополита косите? Ню-ню ...

 
At 9:16 AM , Blogger Greezlee said...

К Arry: Я, батенька, под человека косю

 
At 2:33 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Эй, отцы, не ругайтесо, однако.

 
At 11:14 AM , Blogger Greezlee said...

Так ведь это... Даже не думали...

Одна любовь, сестра :0)

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home