Friday, August 04, 2006

Чуть-чуть про великий и могучий "русской язык"

Знаю, что не спрашивали. А я вот все равно отвечаю:

К матерным словам я отношусь отрицательно.

В текстах, впрочем, я могу к ним отнестись вполне лояльно, если у текста есть другие многочисленные достоинства. Я понимаю, что некоторые произведения, будучи лишены матерных слов, стали бы совершенно пресными.

И я даже в своем дневнике подобные слова иногда употребляю, для какого-нибудь литературного эффекта. Как правило вкладывая их в уста не себе, а другим участникам событий. Чтобы точнее охарактеризовать персонаж. А я вроде как и не причем.

Но читать и писать - это одно. А вот ушами матершину слушать мне всегда было невыносимо. Собственно, я уже скоро год как живу в Англии, и давненько не слышала русского мата в живой речи, но знаете ли, не скучаю.

Но были и у меня, впрочем, пара моментов в жизни, когда я, девица в общем-то душевно субтильная, сама не удержалась и произнесла эти самые нехорошие слова вслух и даже громко.
Один такой момент произошел в английской аэропорту Хитроу. Случилось мне как-то лететь из Эдинбурга в Москву, с пересадкой в Лондонском Хитроу. Самолет из Эдинбурга опоздал и, когда мы приземлились, самолет на Москву уже прощально махнул мне серебряным крылом. Меня направили на аэрофлотовский самолет, который отлетал через несколько часов. Надо было срочно звонить своим, предупреждать о задержке. В мини-лабиринте залов ожидания, дьютифри шопов и ресторанов отыскалась стойка с телефонами. Аппарат мгновенно выжрал у меня несколько фунтов и выдал соединение, которое длилось секунд эдак сорок пять. Трубку поднял мой дед, и после обмена обязательными "Че?" "А?" "Это я! "Хто?" "Да я это!""Не слышу!" в оставшиеся пять секунд мне, кажется, удалось сообщить нужную информацию, но не удалось проверить, насколько эта информация была понята. И тут в телефоне начала что-то пиликать механическая баба, а потом соединение и вовсе прервалось. Кидать в жадную щель мне больше было нечего, и вот, потратив на разговор сумму, за которую можно было бы приобрести бутылку виски, я даже не знала, вышел ли толк из этого звонка. Вы можете себе представить, какие чувства я испытала тогда по отношению к этому телефону, тому, кто его делал, и эаропорту вообще. Эти чувства я незамедлительно высказала в очень точных выражениях и главное, громко, зная наверное, что меня никто из окружающих не поймет.
И вот, представляете себе, только я замолчала, как ко мне подошла женщина, сидевшая неподалеку на скамеечке, и сказала по-русски: "Девушка, вы тоже аэрофлотовский самолет ждете, а вы не знаете, насколько он вообще задерживается?"

Везде наши люди, везде. Понаехали тут. Уже матом поругаться негде.

27 Comments:

At 9:05 PM , Blogger Pimen said...

А почему русский язык в кавычках?
Мат или ненормативная лексика есть часть любого языка, не только русского. И это не плохо и не хорошо-это язык, который, как известно, один из важнейших элементов культуры. Это одно из составляющих величия и мощи русского языка.Человек, употребляющий эту самую лексику, не есть человек некультурный.
В качестве примера Иван Бунин, который был непревзойденным стилистом, а ругался матом хлеще сапожника.

 
At 11:54 AM , Anonymous Anonymous said...

Вот-вот, посмотрите - пост выше являет собой яркий пример деградации русскоязычного населения...

"Русиш культуришь" - в "полный рост"...

Да для пролетариата это совершенно родной язык. Как сказал Задорнов, они на нем не ругаются, потому, что они на нем говорят...

Едем даст айне...

 
At 11:58 AM , Anonymous Anonymous said...

Да когда же этот поток тупости и серости прекратиться? Pimen, вы что пьяны? Вы отдаете себе отчет в том, что пишете?

Уверен, что нет.

Такое ощущение, что 80% России - Шариковы, вроде Вас, Pimen. Вы даже не Pimen, вы, батенька, Пигмей в чистом виде...

 
At 6:26 PM , Anonymous Anonymous said...

Ай-я-яй!

 
At 9:30 AM , Anonymous Anonymous said...

Я вот подумал, может Вас, Pimen обложить на "важнейшем элемента Вашей "Культуры"?

По идее Вы должны отнестись к этому вполне лояльно...

Я бы так и сделал, если бы не боялся BI :)

 
At 9:59 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Pimen, позволбте с вами не совсем согласиться ( хотя и не так резко как некоторые тоже здесь высказавшиеся)
Мат - действительно составляющая русского языка, да, неотъемлемая. Но важнейшая ли? Считаю что однозначно нет. Действительно, употребление матерных слов не обязательно означает, что человек некультурен. Но при условии, что он может прекрасно обойтись без этих слов для выражения своей мысли. И не только может, но и действительно обходится в большинстве ситуаций. Так что пример ваш с Буниным не совсем здесь подходит, мы то ценим Бунина не за то, что он виртуозно ругался матом, а за то, что у него прекрасный литературный стиль, и что-то в его книгах я ни одного матерного слова не припомню.

 
At 6:53 PM , Anonymous Anonymous said...

Матерные слова в тексте или в живую, очень сильно режут мой слух. Хотя сам могу иной раз ругнуться. (но от души)
Есть разница, когда человек говорит на матерном языке и когда он может сказать, что-то на эмоциях.

 
At 7:55 PM , Blogger Pimen said...

Воистину, легче погасить в себе огонь, чем рассеять тьму вокруг…
Истерия и оскорбления ,причем, оскорбления мелкие, бабские, из-за угла
– это черты, свойственные, т.н. интеллигентам. И отвечать на них ниже моего достоинства. Кроме того,вы не только невнимательно читаете текст, но и не в состоянии его понять. Вот если бы мы,уважаемый arry, встретились лицом к лицу – разговор получился другой, а так мне не интересно. Я мужик, а не интеллигент. И, как мужик, имеющий за плечами филологический факультет университета, на прощание скажу еще раз, интеллигентные вы мои.
В отличие от непристойных слов других языков, русский мат многослоен, разветвлен и многофункционален, он выходит за границы ругани, превращаясь не столько в философию языка, сколько в философию жизни. Матерные слова обладают уникальными возможностями по отдельности и в сочетании с другими словами, вырываясь из эротического контекста, но, всегда сохраняя свою сексуальную подоснову, определять человеческие чувства, состояния, выражать восхищение и презрение, наивысшее блаженство и полную катастрофу. Мат живописен. Пользуясь гибкостью русских суффиксов и многообразием приставок, заигрывая с фонетически близкими нормативными словами, он рождает антропоморфные образы. Мат — языковой театр, минимализм словесного материала, покрывающего собою Вселенную.
Еще Достоевский в «Дневнике писателя» писал, что русский человек может выразить всю гамму своих чувств при помощи одного неприличного слова. Оно написано на миллионах русских заборов, дверях общественных туалетов, стенах школ, вырезано на стволах деревьев и нацарапано на памятниках старины везде, где только ступала нога русского туриста. Слово «на три буквы» обладает такой энергией всенародной табуированности, нарушаемой с особой страстью, что понятие, выражаемое этим словом, разрастается до грандиозных размеров, обладает фантастической магией, превращает русский секс в борьбу великанов и выдвигается на историческую авансцену в качестве гигантской боеголовки. Мат был и остается органической частью народной культуры, что выяснилось при публикации запрещенного царской и советской цензурой огромного пласта русского фольклора. Наверное, самый распространенный тип традиционного русского мата — агрессия. Но в глубине ее вполне допустима философия резиньяции. Мат социально неприличен не сам по себе, но как носитель «прокисшей» народной идеологии, в которой звучит отказ от серьезного, созидательного отношения к жизни.
Наверное, правильнее было бы сказать, что никакого мата объективно не существует. Это факт так называемого языка описания, а не факт языка как самого объекта. Представление о каком-то мифическом мате есть только в наших больных головах. А в языке есть только слова. Одни более, а другие менее экспрессивные. А границ здесь никаких нет. Невозможно отделить мат от не мата. Все это субъективно. Для кого-то и го#дон - это мат, а для кого-то просто англицизм (кондом). Это все происходит в нашем сознании. Во всяком случае, в сознании нет заборов, разделяющих язык на какие-то там подъязыки. В этом смысле не может быть языка в языке. Мы должны уважать русский язык весь. И помнить, я еще раз повторю, что матерились почти все без исключения русские писатели, а большинство писали матерные тексты. Как, например, Сумароков, Елагин, Чулков, Олсуфьев, Ломоносов, Барков, Пушкин, Вяземский, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Полежаев, Кузмин, Хармс, Маяковский, Бунин, Шукшин, Алешковский, Довлатов, Вен. Ерофеев, Аксенов, Бродский... Перечислять можно бесконечно.
Впрочем, довольно с вас, интеллигентные вы мои.

 
At 5:29 AM , Anonymous Anonymous said...

Это клинический случай ....
Хотя и достаточно распространенный... :)

 
At 5:29 AM , Anonymous Anonymous said...

Чесстное слово, порадовался (прошу прощения, если это кого-то оскорбит), что я не русский, что не мы изобрели "гигантскую боеголовку" и мат - "органическая часть культуры" не моего народа.... Хотя, разумеетя, не могу не признать того прискорбного для меня факта что этот "минимализм словесного материала" имеет достаточно прочное распространение и у нас...
Только один вопрос: понимаю, что Вас не коробит и не приводит в дрожь надписи в туалетах. Но чисто с эстетической точки зрения - Вам они приятны? Одно слово - да или нет? Не "безразличны", "смешат", "забавляют" или "заставляют задуматься" итд - а именно ПРИЯТНЫ?

Не хочу иметь отношение к "прокисшей" идеологии ;)

 
At 8:53 AM , Anonymous Anonymous said...

Категорически отрицательно отношусь к "ноте ля" "для связки" слов. Но, не будучи нормой литературного языка, мат от этого не перестает быть нормой языка как такового. И, будучи употреблен дОлжным образом, только украшает язык.

 
At 8:57 AM , Anonymous Anonymous said...

Путник:
>> надписи в туалетах <<

Ну вы бы еще приплели и прочие отходы жизнедеятельности организма из того же источника...

 
At 10:21 AM , Anonymous Anonymous said...

Я не понимаю, почему в качестве примера приведены русские писатели??? И не считаю, что умение ругаться матом делает им честь. Почему никто не упоминает, что все они ковырялись в носу, и не восхищается этим фактом?

Кроме того, русский мат носит чётко выраженный половой характер. И особенно отвратительно звучит от детей и подростков, не понимающих подоплёки ругательств.

По-моему, пост был про то, что в некоторые моменты жизни, когда пропадают все слова, возникает мат. И это печально - хотя бы потому, что такие моменты случаются.

 
At 12:02 PM , Anonymous Anonymous said...

2Pimen: Это надо ж было столько бреда написать!
Мне лично не приятно, когда слышу мат. Также неприятно если рядом курят. Все это признаки дегенератов.

 
At 1:49 PM , Blogger Greezlee said...

Когда в эпоху всеобщей информационной неразберихи табуированные словечки и фразочки использует трехлетний ребенок, уже поздно хвататься за голову "что там с матом!". Мат - это часть языка. А язык - это не словарь Ожегова.

И как бы я не был против того, чтобы моя дочь использовала мат, она его все равно освоит. Я не в состоянии этому помешать. Поэтому, как сказал arry в одном из предыдущих своих постов: «мы это изменить не сможем, следовательно, как говорят великие восточные философы - не надо париться над тем, что тебе неподвластно..». Единственное, что я могу: доходчиво объяснить, что мат - в ее возрасте это ужасно некрасиво. Именно некрасиво и именно в ее возрасте. Потому что если я скажу "ужасно плохо" , яблоко станет еще слаще.

И я согласен с Despi (если правильно ее понял): мат уже давно перестал быть показателем воспитанности. Его употребление в речи - это дело вкуса, времени и места.

P.S. Arry, что с Вами? Вы же поборник русской культуры, насколько я понял. Откуда же тогда это вездесущее «едем»? Куда едем-то? В Бухенвальд?

А вообще, конечно, спасибо, за живую дискуссию.


P.P.S. Pimen, красивый коммент

 
At 2:22 PM , Anonymous Anonymous said...

Вспомнилось: лет в 10-12 мой младший брат стал материться. Принёс из школы. Неизбежно. По дурости употреблял ненормативную лексику всуе при маме, бабушке, папе...
И папа - наедине, без наказания - популярно объяснил ему суть каждого матерного слова.
Больше мы от моего брата не слышали ни одного матюка. Никогда. Хотя, скорее всего, он их знает во множестве и употребляет по назначению.

 
At 2:39 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Я бы так сказала: уж очень оригинальный.
Анелка, мне больше всего понравилась ваша аналогия с ковырянием в носу. Мне ваше понимание вопроса ближе всего, но другие мнения тоже имеют право на жизнь.
Есть впрочем одна вещь: человек, не выносящий мат, страдает, слыша его повсюду, когда как человек его употребляющий не будет старадать если слышит в чужой речи только нормативную лексику. То есть получается, что люди которым мат неприятен в гораздо более выгодном положении. Это как с курящими и некурящими в ресторанах, где курить разрешено всем.

 
At 6:41 AM , Anonymous Anonymous said...

Рада, что мы совпали во мнениях.
Конечно имеют право, Тат. По-моему, я никого не ущемила и не оскорбила своими замечаниями ;)

Не в тему: мне можно и "тыкать" - ровесницы )))
И совсем не в тему: так хочется спросить, есть ли в Англии музей Мери Поппинс... или памятник... или... ну хоть что-нибудь?

 
At 2:34 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

На вопрос не по теме не отвечу, по той основной причине что просто не знаю ( позор мне, позор)
Насчет " ты" и "вы" - тут дело не в том кто кого старше, а в том что мы мало знакомы. Но если хочется перейти на "ты", то я не против. :)

 
At 8:18 PM , Blogger Проза жизни said...

Хммм. Помнится, ещё три года назад одно даже матерное слово ставило мои внутренности на дыбы. Потом мне встретился один по сей день никем не превзойдённый в своей образованности интеллигент, который мог говорить по-русски, как белый офицер, а мог в этот же прекрасный язык органично вставлять мат. К этому нужно было привыкнуть, зато теперь я двуязычна! :-)

 
At 7:52 AM , Anonymous Anonymous said...

"То есть получается, что люди которым мат неприятен в гораздо более выгодном положении" - очепятка? "не неприятен "?
Жаль, что избегание - единственный 100%действенный способ...

 
At 2:18 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Ой, очяпатка! В гораздо более невыгодном положении, я хотела сказать.

 
At 8:44 PM , Anonymous Anonymous said...

2Greezlee: Ну Бухенвальд здесь не к месту упомянут (Освенцем кажись, будет уместнее, если вы прозрачно намекаете на мои цитаты Ницше)

А по сути дискуссия эта - флуд чистой воды, любому нормальному человеку не надо объяснять место мата в его жизни.

А дебилов переубеждать - лучше потратить это время на полезное дело, картошки почистить!

Во, ля, ах в натуре ть! :)

 
At 5:28 AM , Anonymous Anonymous said...

Проза жизни:

Вот-вот!

Почему-то уверен, что большинство присутствующих собственно мата и не слыхивали ;-)

 
At 10:42 AM , Blogger Michael de`OZ said...

Это от человека зависит. Бывает что так матом загнут, что аж душа радуется.
А вот оскорбления матом это, конечно, очень плохо.

 
At 1:39 PM , Blogger Таnia in Delhi said...

Сейчас в Хитроу, наверное, тоже много желающих прибегнуть к ненормативной лексике...
А вообще, DI, вы довольно забавно и интересно пишете.

 
At 9:53 AM , Blogger Greezlee said...

2 Arry: Был такой философ и политик - Цицерон. По-немецкий он, конечно, не говорил. На лытыни больше. Justitia suum cuique distribuit одна из его самых известных фраз. В переводе на русский - Справедливость требует воздать каждому своё. А насчет Бухенвальда - загляните в Википедию.

И... Простите, но... Если все вышесказанное здесь, по-Вашему, флуд, то что тогда Вы, нормальный, делаете в этом ненормальном обществе? В доктора играете?

Приятного аппетита, я тоже картошку люблю.

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home