Thursday, June 15, 2006

Диалог культур.

Тэги:,,,,,

Недавно я в очередной раз убедилась в отличии английского отношения к некоторым вещам от, скажем, белорусского. Я уже писала немножко вот тут про замеченные мной особенности британского менталитета. А еще одна девушка вот здесь тоже очень хорошо написала. Тема эта вообще обширная, а я вам не ученый-социолог. ( Не подумайте, что я, возможно, неученый социолог, им я тоже не являюсь, я вообще никому не являюсь, я же не ангел со сверкающим мечом и не какая-нибудь местная святая Терезия.) Поэтому глубоко я не копаю, диссертацию на моих пописульках основывать не рекоммендую. Напишу только то, чему сама была свидетелем + мои размышления.

На днях ездила я по одному важному делу в город Лондон. Слыхали, может, про такой городок? Трудно поверить, что недавно я расписывала то, как я тут в Англии замерзаю и страдаю от ветра. Не прошло и двух недель, а уже надо писать о том, как я здесь ползаю по жаре снулой рыбкой. В день моей поездки в Лондон температура была +30, духота страшная, в огромном каменном городе в такой день находиться очень тяжело и начинаешь верить, что наше антиутопическое будущее не только близко, а уже наступило. Но в путешествовании в одиночку есть один большой положительный момент - ныть и жаловаться на всякие негативные аспекты некому, а когда некому жаловаться, то поневоле начинаешь находить вокруг позитив. Источник позитива я нашла в работе английского железнодорожного транспорта, сначала это был поезд до Лондона, в котором работал кондиционер и были удобные сиденья, а потом это было метро, в котором, правда, кондиционеры работали гораздо хуже, но тогда я быстренько переключилась на обдумывание того, как же все-таки сложно управлять такой огромной сложной системой как лондонское метро, и то, что в таком гиганстком механизме иногда случаются сбои, неизбежно и надо относиться к этому с пониманием и терпением. ( Моему понимающему, благожелательному отношению явно поспособстовало то, что на нужных мне линиях никаких сбоев и задержек не случилось.)

После этого мой положительный поток мыслей переключился на пассажиров лондонского метро. Вот говорят, что в метро в Лондоне английская вежливость полностью исчезает. Это неправда. Кое-что остается, даже в часы пик. Например, люди извиняются если толкнули тебя, или даже если ты их толкаешь, тоже извиняются. Еще очень интересная особенность в том, что в вагоне нет необходимости спрашивать, выходят ли стоящие перед тобой люди на следующей остановке. Как-то все и так догадываются, что ты собираешься выходить и если сами не сходят, то не стоят столбом, а отступают в сторону и дают пройти. Ни разу не заметила, чтобы кто-то не успел выскочить на нужной станции или поругался из-за этого.

Вот в таком благостном расположении духа я съездила по своему делу и уже возвращалась назад, когда это просветленное состояние резко прервалось с моим прибытием на один из лондонских вокзалов. Название вокзала не привожу, а то вдруг найдутся читатели, способные по разбросанным по всем моим постам отрывочным сведениям о городе Верхняя Расческа догадаться о точном географическом расположении этого города, и вот тогда случится страшное, правда пока не знаю что.

Так вот, по приезду на вокзал и взгляде на табло мое впечатление о надежности британской железной дороги улетучилось, так как оказалось, что все поезда в нужном мне направлении задерживаются на неопределенное время. По говорильнику в это время каждые полминуты передавалось, как администрация сожалеет и извиняется за такую задержку. После первых пятнадцати минут/тридцати извинений английская вежливость тоже начала действовать мне на нервы. Отойдя купить водопроводной водички, упакованной в пластиковую бутылочку с бумажной наклейкой и таким образом поднявшейся в цене до стоимости бутерброда, в расплывающемся по всему залу потоке извинений администрации я вдруг краем уха услышала упоминание в общем контексте платформы номер один и Верхней Расчески. Я быстренько метнулась к табло, однако там все было без изменений, все поезда по прежнему значились как "delayed". Решив, что лучше верить глазам, нежели ушам ( у меня преобладающий визуальный тип усвоения информации), я осталась стоять под табло. Минуты через две объявление повторилось, и на этот раз сомнений не было: Поезд до Верхней Расчески ( по-английски Verhnyaya Rascheska) отправлялся с первой платформы! А на табло по-прежнему ничего не отобразилось. Но на этот раз я поверила услышанному и мелкими скачками, зажав в руке бутылку драгоценной воды, помчалась по направлению к этой самой платформе. Увы, поезд уже был заполнен людьми, которые доверяли своим ушам больше меня и прибежали сюда после первого объявления. По платформе же от вагона к вагону растерянно перебегали такие же как я визуальные типы усвоения информации и не могли никуда приткнуться. Потому что, по универсальному закону природы, хотя середина вагона везде оставалась относительно свободной, в тамбуре люди стояли плотненько, как сардинки в банке. Подобное рапределение людей по транспортному средству в час пик заложено в наших человеческих генах, национальный менталитет здесь ни при чем, такое неизбежно происходит и в Минске, и в Лондоне, и на каком-нибудь океанском острове Умба-Юмба при посадке аборигенов в пирогу. И еще в человеческих генах заложено то, что у стоящих в проходе в такие моменты как-бы отключается сознание и они не понимают, что могли бы помочь другим все лишь немного подвинувшись.

Однако то, как действовать в такой ситуации, уже напрямую зависит от страны пребывания. В Минске, если кому позарез надо уехать именно на этой электричке, трамвае, троллейбусе, автобусе, следует поступать следующим образом. ( рекомендую записать, пока я все это еще помню и могу поделиться опытом, а то ведь скоро забуду):

а) Противным ноющим голосом обратиться к стоящим на входе гражданам:
- Женщины ( мущины), подвиньтися, дайте войти.
б) При отсутствии реакции ( 99% случаев) обратиться ко всем еще раз, включая в число слушателей небо и употребив на этот раз громкий, угрожающий голос и покраснение лицевой части головы:
-Да что ж это такое вообще господи середина вся свободная а тут в проходе столпились да дайте ж войти говорят вам два часа уже тут стою.
И надавить на ближайших к вам граждан туловищем.
в) При отсутствии результата ( 50% случаев) отойти на два метра.
г) Произнести мысленно "Эх дубинушка ухнем".
д) Начать разбег.
е) Продолжить разбег
ж) Удариться со всей силой в столпившихся на входе и таки отвоевать себе кусочек транспортного средства прямо перед закрытием дверей. ( 70 % случаев)
з) Сделать морду кирпичем и не обращать внимание на то, как о вас будут высказываться на протяжении всей поездки окружающие пассажиры. ( 101% случаев)

Но это в Минске. А в Лондоне, побегав туда-сюда по платформе, никто из опоздавших до этого не додумался. Вот в этом-то и проявляется разница менталитетов. Корректные все такие, ну просто рядом не стой. Я тоже на подобный план не решилась, вспомнив поговорку про тульский монастырь в который, как известно, не лезут со своим ньюкаслским самоваром. Неловко мне было как-то. Постояли мы все молча, глядя укоризненным взглядом на заблокировавших проход пассажиров, которые так же молча и бессмысленно глядели на нас в ответ, и пошли все назад в зал ожидания. Ждать следущий поезд, который пришел где-то через пол-часа. Спасибо British Railways.

8 Comments:

At 12:10 PM , Anonymous Anonymous said...

Задумалась... кажется, я британка, ментальная... вчера пропустила 8 (!!!!!) заполненных троллейбусов (к маршруткам стояла двухкилометровая очередь), не решаясь рискнуть здоровьем как своим, так и окружающих.

 
At 1:33 PM , Anonymous Anonymous said...

Может, поэтому у них и демографический кризис, что за место под солнцем (читай "в метро") не воюют?

 
At 1:49 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Анелка: Попробуйте мой план следующий раз. :) Хотя я сама им пользовалась ну крайне редко, я ведь тоже вроде как "культурная".
Путник:А в Белоруссии за это место "воюют" - и все равно кризис.

 
At 5:08 PM , Anonymous Anonymous said...

Я для себя уже давно решила, что проще пройтись пешком, чем пропускать подряд несколько троллейбусов, если конечно не надо из одного конца города в другой ехать. И для фигуры все ж полезней. А летом в транспорте в час пик - это испытание не для слабонервных. Хотя наверное расстояние от Лондона до Верхней Расчески так просто за полчаса не одолеешь.

 
At 7:55 AM , Anonymous Anonymous said...

:))) алгоритм срочного проникновения в транспорт повеселил, что вызвало удивленные взгляды соседей по кабинету))))
но самое интерсное, что так оно происходит и у нас))))
затрамбовывание в трамвай наверное во всех странах бывшего СССр происходит одинаково))) но я еще в студенческие времена поняла, что нужно любыми силами пролазить в середину, благо параметры позволяют :-))) иначе все 15 минут поездки тебе будут лезть на голову, наступать на ноги и наминать бока.
/соседке моей бабушке один дяденька так наступил на ногу в трамвае, что раздавил там какую-то кость на ступне - она потеряла сознание от боли, а потом 2 месяца ходила в гипсе/

 
At 4:30 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Ежик: То что вы написали про бабушку, это совершенно ужасно. Но иногда, когда я ездила в тарнспорте в часы пик, я думала, ну так ли уж необходимо было этим пожилым больным людям выходить из дому ну вот именно тогда, когда все люди едут на работу или с работы? Ведь мучаются же сами и других тоже, бывают, мучают.

 
At 2:10 PM , Anonymous Anonymous said...

нет, нет, вы не правильно поняли :-) /похоже вследствие моей опечатки/

на ногу наступили не моей бабушке (она уже очень давно - лет 10 никуда не ездит, сидит дома), а её соседке, когда та ехала на работу.
на счет пожилый людей - им почему-то именно а такую рань тянет на рынок :-/ даже не знаю сама, что им мешает съездить, когда пройдет час пик и транспорт будет полупустой. у нас кстати даже трамваи как-то негласно поделены - впереди сидят бабули, обсуждают как хорошо жилось при коммунизме, а в "хвост" вагона обычно набиваются мужики и студенты)) в "голове" же остаются самые стойкие)))

 
At 9:41 PM , Anonymous Anonymous said...

А меня честно говоря удивляет нахальность наших пожилых людей, может где то резко выразился, но по другому не могу. Это больше касается поведения в том же транспорте. А если продолжать о бабушках и рынках, то это вообще что-то, эти "сумочки", если их можно так назвать, и не в коем случае никого нельзя пропустить, несмотря на то, что людям утром на работу, а вдруг место на рынке займут. Интересно было бы узнать причины спешки. Как-то попытался задать вопрос на эту тему в итоге получил - "красивый" ответ, на что не нашел что ответить, да и смысла думаю не было...

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home