Friday, June 23, 2006

Хэлоу, китикэт! ( случай из педагогиccccской практики)

После того как я написала проникновенный пост про своих дальних знакомых, я расчувствовалась, и меня прошибло на воспоминания. Вот отчего в этом новом посте про Англию ничего не будет, зато будет про английский язык. Английский язык в Минске.

Когда я жила в Минске, то любимым моим занятием было ходить по домам детей учить. Как в фильме Михалкова про неоконченную пьесу для механического пианино. "Мы будем учить крестьянских детей, мы будем есть простую пищу, носить простую одежду и мы будем счастливы....", помните? Только я-то учила детей не крестьянских, а вовсе даже буржуйских. (Между прочим, употребляю это слово без какого бы то ни было отрицательного отношения. Даже наоборот). А вот если среди посетителей моего дневника тут сейчас же нашлись работники налоговой инспекции с вопросом, то обломитесь, работники, я всех детей учила совершенно таки бесплатно, это вам каждый скажет и докажет, если спросите. Из человеколюбия к ним бескорыстно приходила несколько раз в неделю после основной работы и учила их английскому языку. И так же поступают все репетиторы, которых я знаю, денег ни с кого не берут, потому что наша учительская зарплата в школе и в институте и так большая, мне ее на все хватало, на целых два глазированных сырка ее хватало и даже еще на третий оставалось.

Так вот случилось мне учить как-то мальчика пяти лет. Назовем этого мальчика...а назовем-ка этого мальчика тем самым именем которое ему дали при рождении и которое до сих пор у него осталось: Дениска.

Вот этот самый мальчик Дениска был далеко не безгмозлый мальчик. Только в возрасте пяти лет он всю свою мозглость направлял на капризы и слезы и ссоры с сестрой и няней, и еще немножко на глупые детские компьютерные игры, в которые он играл целый день и ничего больше делать не хотел. А тут мама ни с того ни с сего берет ему репетитора и заставляет учить английский аж целых два раза в неделю по пол часа. Жестоко, прямо скажем. По отношению к репетитору.

Вообще надо сказать, что когда мама его была дома, то занятия проходили более ли менее нормально. Ребенок маму любил и маму слушался. Особенно когда мама обещала, что если он сейчас же не начнет заниматься, то не будет подпущен к компьютору до следущего дня. Но мама не всегда была дома, потому что она хоть и была неработающая домохозяйка, как вот я теперь, но у нее каждый день была масса важных дел, как то: массаж, сауна, шоппинг, антицеллюлитные обертывания и на серебристом мерсе съездить с приятельницами кофе попить. Так вот, когда мамы не было дома, то ребенок был с нянькой, и нянька эта меньше всего напомнила бы вам няню из какого-то там нового российского телесериала. Она бы скорее напомнила вам бабу ягу, только зубов у нее было поменьше. Она была некрасивой, крикливой шестидесятилетней бабкой и отношения у нее с Дениской явно не сложились, что бы она не говорила ему сделать, он делал все наоборот и еще обзывался. Когда я приходила в отсутствие мамы и присутствие няни, то мальчишка уже находился в взвинченом состоянии и после слов няни "К тебе пришла учительница, быстро иди заниматься английским" издавал какой-то противный горловой звук, для которого нет соответсвующей буквы алфавита и незамедлительно прятался под кровать или за шкаф. После чего нянька, ругаясь, пыталась его оттуда достать, в конце концов доставала ( шваброй. шутка. ) и потом в течение пятнадцати минут мне приходилось его как-то успокаивать, а у него от злости аж круги черные такие под глазами проступали, никогда такого не видели? Не для слабонервных зрелище.

После нескольких таких "уроков" мне конечно такое дело надоело и мною был применен хитрый педагогический ход, за который я сейчас должна покаяться перед организациями "Гринпис" и "Защитим животных". Только ведь не простят все равно.

Когда в очередной мой приход Дениска спрятался под кровать, я сказала няне, чтобы она не беспокоилась и что я его сама как-нибудь уговорю и с огромным облегчением закрыла за ней дверь комнаты. После этого я разложила на полу наши с ним книжки, цветные карандаши и игрушки, блин, меня бы так в детстве английскому учили, такие красивые картинки, сказки на кассете и песенки, стоит весь набор больше чем энциклопедия британика, и вежливо очень попросила его вылезти из под кровати. ( Я вообще всегда очень ласково с ним общалась, но это именно с ним, с другими детьми я могла быть вполне суровой) Дениска конечно из под кровати не вылез и сообщил мне в ответ что ему язык Шекспира нафиг не нужен и это время он бы предпочел провести перед компьютором с гораздо большей для себя образовательной пользой. И тогда я сказала: "Не хочешь, ну и сиди себе, я вместо тебя буду учить.... буду учить.... ( оглядываясь вокруг) буду учить кошку вашу, вот! ".

Тут надо уточнить, хотя некоторые, самые догадливые читатели уже поняли по предыдущему предложению, что в этот момент в комнате на свою беду находилась их кошка, назовем ее... а назовем-ка мы кошку Кошкой, ну не помню я ее настоящего имени. И эта кошка находилась на тот момент на средней стадии беременности, и потому за то, что я с ней тогда проделала, меня после моей смерти следует отправить в ад, где меня будут скребсти когтями по голой, лишенной телесной оболочки, душе. Вечно. Потому что я подтащила тогда беременную кошкук себе, взяла ее в охапку, правда стараясь это делать бережно, и сказала "Дорогая Кошка, мы будем с тобой сейчас учить английский язык. Хеллоу! " И я погладила ее по спинке. Кошка была очень разговорчивая, поэтому она сразу сказала "Мяу". Из под кровати раздался смешок и высунулась заинтересовавашаяся мордочка Дениса. "Умница", сказала я кошке, игнорируя мальчишку, "Хау а ю?" и опять ее по спинке погладила. Кошка промолчала и попыталась даже вырваться. Тогда я ( нет мне прощения) на нее надавила. "Мяу!", сердито мявкнуло животное. ( Опять заинтересованный смешок Дениса из под кровати, музыка для моих измученных педагогических ушей) "Вот молодец, правильно ответила.", добрым голосом сказала я. "Летс оупен зе бук он пэйдж намбер файв". "Мяу, мяу" последовало мне в ответ ( не без приложенных усилий). "Ноу, нот он намбер ван, он намбер файв!" поправила я несчастное кошачье существо с начинающимся токсикозом. И - Уррррра! - к этому моменту Денис уже полностью вылез из под кровати и заявил, что ладно, он будет учиться, но только вместе с кошкой. На том уроке кошка освоила счет по-английски до пяти, научилась петь песенку, и пожалела, что она вообще родилась на свет, так как весь ее жизненный путь привел ее в комнату Дениса в тот злосчастный миг. На следущем уроке она выучила цвета красный желтый зеленый, помогла Денису нарисовать в книжке кособокий светофор и разработала талантливый, но неосуществимый план нашего с Денисом полного уничтожения особо жестоким способом. На следующем уроке.... В общем, так продолжалось еще несколько раз, пока мальчишка наконец не перестал настаивать на обязательном присутствии кошки при овладении премудростями английского.

Должна вас успокоить, кошка до сих пор жива здорова и через некоторое время разродилась совершенно благополучно пятью котятами. Поговаривают даже, что эти котята проявляют большие способности в области иностранных языков. А вот сама кошка, замечают, приобрела необъяснимое отвращение ко всякой импортной кошачьей продукции. Как увидит что на коробке с кормом не по-нашему написано - сразу вон из кухни и прятаться. Никто не знает, в чем причина. Вы меня тоже не выдавайте, ладно? Особенно Гринпису, потому что подсудное же дело будет.

Что касается Дениски, то мы занималась с ним после этого еще года три, он делал в английском определенные успехи и характер у него с возрастом стал значительно спокойнее. Как думаете, почему?

Да потому что они няньку сменили.

16 Comments:

At 11:49 AM , Anonymous Anonymous said...

Господииии...
Вспомнила, как была на замене в класе шестилеток. Минут 15 бедные дитёныши себя насилуют и пытаются учиться. Зато потом...
Кто придумал учить такую малышню - целой кучей - по 40 минут?!?!
А физкультура - это ж вообще аут :)))

Кстати: "Когда вспоминаешь детство, умиление вызывает даже отцовский ремень" )))

 
At 12:30 PM , Anonymous Anonymous said...

Ваш рассказ напомнил мне про попрошаек в московском метро: они втихаря пощипывают свое дитя, чтобы погромче плакало, дабы расстроганые граждане подали им монетку. Кошка прошла почти такие же испытания. :) А то, что она улепетывает при виде иностранных букв... - это мы еще не заем, насколько умны эти животные. Знавала я одного кота, который был поумнее многих знакомых мне человеков ;)

 
At 1:54 PM , Anonymous Anonymous said...

Браво, Маэстро!
Серьезно - до такого хода додумываются не так уж и многие репетиторы....

 
At 2:05 PM , Blogger Проза жизни said...

Какое безобразие! :-(

Я всегда считала, что кошки умнее некоторых людей. Надо было сдавливать Дениску, а не бедную будущую маму...

 
At 2:32 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Проза Жизни, если б я сдавила Дениску, он бы наверняка меня укусил. Кошка была более покладистая.

Анелка, да, малых детей нельзя учить большими группами. Очень даже проходила и такое, знаю. Я вообще считаю, что будущее за индивидуальным обучением.

 
At 5:32 PM , Blogger vaserman said...

Новаторский метод.Советую оформить патент.

 
At 7:12 AM , Anonymous Anonymous said...

Desperate Immigrant, а если не большими группами, а маленькими (2-3 человека), мне кажется, такой метод будет эффективнее индивидуального обучения!?

 
At 11:02 AM , Anonymous Anonymous said...

Когда занимаешься с двумя-тремя, появляется некоторая "конкурсность". На мой взгляд несколько эффективнее, но нужно быть очень внимательным: дети очень ревниво относятся к успехам соперника, иногда этот успех может не подстегивать, а вызвать лишние капризы.

 
At 11:11 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Два-три человека - тоже хорошо. Но вот представьте себе ситуацию, когдаодин из этих детей будет талантливый, а другой - слабенький. Много толку не выйдет, кстати, такое я тоже проходила. Вообще же разговоров о том, в каких количествах обучать детей, масса. Большие группы тоже полезны, в отдельных ситуациях. Хорошо бы это сочетать вообще, что-то - в большом классе, что-то- в маленькой группе, кое-что, и побольше - индивидуально. Еще важно то, что индивидуально маленький ребенок вполне может выдержать сорок пять минут, а иногда и дольше, а с группе с другими детьми полчаса - и то много.

 
At 6:04 PM , Anonymous Anonymous said...

Думаю, не маловажен тот факт, что нужно учитывать особенности самого преподавателя и непосредственно учеников, соответсвенно разный подход и т.п. То есть одним лучше в группе, другим только индивидуальный подход.

 
At 7:44 AM , Anonymous Anonymous said...

:-)))
а с какого возраста ребенок уже может нормально усваивать иностранный? с маленькими ж наверное вобще тяжело заниматься?

 
At 7:58 AM , Anonymous Anonymous said...

Браво! Я бы хотела такого учителя английского языка для своих малышей!
"Но вот представьте себе ситуацию, когда один из этих детей будет талантливый, а другой - слабенький. Много толку не выйдет". Думаю, что как раз наоборот. Сильный ребёнок возьмёт своё, а слабый будет тянуться за сильным. Правда, опять же, нужен правильный подход.
А почему бы Вам не преподавать теперь русский частным образом? Нет спроса на наш язык? Или, например, пойти переводчиком? Мне кажется, что Вы тоскуете по своей профессии.

 
At 10:42 AM , Blogger Desperate Immigrant said...

Vladimir, это мнение настоящено психолога. :)

Ежик, где-то лет с четырех можно, но необязательно. Это уже если родителям очень хочется развивать своего ребенка, то почему бы и нет. Лет с шести-семи - очень хорошо и желательно. Впрочем, и в двеннадцать лет начинать учить иностранный тоже не поздно.

Annette, бывает конечно всякое. На эту тему можно развернуть длинную педагогическую дискуссию. Как вы правильно заметили я действительно несколько тоскую по своей профессии, так что получите длинную тематическую лекцию:
Если это группа детей смешанных способностей, как всегда в принципе и получается в школе или на курсах, то происходит примерно так, как Вы написали, при более ли менее хорошем учителе. Но если речь идет об обучении именно двух детей индивидуально, то гораздо лучше в таком случае обучать их каждого раздельно. Прогресс будет и с одним и с другим ребенком гораздо больше.
Вообще же, считать, что слабенький будет тянуться за сильным, а сильный поможет слабому в паре и все будет хорошо, граничит с идеализмом. Допустим в классе для выполнения какго-то упражнения вы делите детей на пары по принципу слабый с сильным, это всякие методики часто советуют и я с ними не согласна. Увы, положительный результат выйдет далеко не у всех пар, а только у тех, где сильный ребенок очень хорошо, дружественно относится к слабому, типа шефство над ним берет и готов терпеливо относиться к ошибкам слабенького. А слабенький при этом доверяет сильному. Часто ли вы наблюдаете такое у детей? Я - не часто. Я даже у взрослых, по определению более терпеливых по отношению друг к другу обучающихся, такое не часто наблюдала. Чаще происходит то, что сильный раздражается, потому что слабый тормозит его, а слабый либо расстраивается, видя что он задерживает сильного и еще острее чувствует свою слабость, либо просто машет на все рукой и не старается вовсе.
Так вот гораздо лучший результат дает объединение в пары детей с примерно равными способностями. Тогда и позитивная конкуренция, и взаимопомощь. А слабеньким парам просто задание полегче, больше помощи учителя , меньше спрос и так далее.

 
At 11:42 AM , Anonymous Anonymous said...

Я, конечно, согласна, что дети разные, но всётаки останусь при своем мнении, основанном на собственном опыте. Я преподавала в школе физику. У меня была тоже "своя методика" обучения детей, хотя детьми учеников 7, 8, 9 классов уже не назовешь. Были среди них и второгодники, которые просто не желали учиться.
Всё дело в преподавании предмета и в умении заинтересовать учеников. Деление детей на "умных и не очень", "сильных - слабых" - мне кажется неправильным.
Действительно, эту тему можно развивать очень долго. В любом случае, Ваш пост мне очень понравился.

 
At 12:20 PM , Blogger Desperate Immigrant said...

Вот и чудесно, спасибо, для меня это самое главное. Все что я здесь пишу, предназначено прежде всего для развлечения читателей, а уже потом для донесения моей гражданской позиции.

 
At 3:30 AM , Anonymous Anonymous said...

Ржал немогал

 

Post a Comment

Subscribe to Post Comments [Atom]

<< Home