Friday, March 02, 2007

Подумайте о белом медведе...

Забота об экологии хоть и поздновато, но стала все-таки приоритетом в Европе, Англия не исключение. Хоть и не впереди планеты всей, но много что делается. Но КАК это делается? А делается это местами очень даже странно. Не знаю какой термин подобрать к этому явлению: лицемерие? политика двойных стандартов? Или просто непоследовательность и непродуманность действий?

Вот возьмем для примера наболевшую проблему автомобилей и соответственно выхлопных газов. Сначала на каналах би-би-си и прочих ( так и хочется сказать: по заданию партии и правительства) в новостях первым номером, отодвинув репортаж об очередном взрыве в Ираке на второе место, на экране появляются симпатичные ухоженные ведущие , которые, озабоченно хмуря лобики и пользуясь набившими всем оскому вечными журналистскими клише ( it's a wake-up call for all mankind...war-torn countries...и проч.) сообщают нам, телезрителям, что давно уже пора задуматься, сколько хозяйственная деятельность да и просто повседневная жизнь человека выбрасывает в атмосферу углекислого газа, и что, в частности, пользование автомобилем когда не надо - это очень нехорошо. Глядя на их крахмальные воротнички и идеально лежащие волосы так и веришь, что уж они-то, ведущие, приехали в студию на метро, или даже прикатили на велосипеде, а вся их команда парикмахеров и визажистов несомненно вообще пришла на работу пешочком.

Интересно, что через некоторое время после выпуска новостей начинается самая тестостероновая программа британского телевидения "Top Gear" где известные уже всему миру обаяшки Джереми Кларксон со товарищи разъезжают по трекам, моторвэям и хайвэям на сверкающих автомобилях, рыча в камеру "Бугати!!! Врум-врум-врум!!! Это мощь!!!" , "Последняя модель Фольксваген Гольф!!!!! Это кррррруто!!! " "Феррррррарррриии! Уууууу! Это сила!!!!", "У этой малышки под капотом двигатель реативного самолета!!! Двести миль в час за одну секунду!!!! Вау!!!"

Но Кларксона в сторону, это так, в принципе, мелкий нехарактерный эпизод. В основном же телевидение и другие средства информации убеждают нас сократить количество выбрасываемого углекислого газа всеми силами. И правильно убеждает. Надо сокращать, надо экономить, кто бы был против - я нет. Но возможно ли это в тех условиях в которых англичане сейчас живут?

Один из популярных зеленых призывов "Не пользуйтесь автомобилем для поездок на короткие дистанции, пройдите пешком, воспользуйтесь общественным транспортом или велосипедом". Это призыв у меня уже вызывает нервный смех. Особенно когда я сравниваю как люди живут в Белорусии, гораздо менее, вроде как, развитой стране, где гораздо менее озабочены парниковым эффектом и глобальным потеплением. В Минске действительно довольно легко не пользоваться автомобилем для коротких дистанций. В детстве, например, дойти до школы пешком занимало у меня пятнадцать минут, и даже не надо было переходить нигде проезжую часть. Потому что в любом районе - с десяток школ в пределах досягаемости. Ну, конечно, часто родителям нужна какая-то особенная школа на другом краю города, куда ребенка надо возить и так далее и так далее. Но это уже личные особенности - а в целом, в любом месте рядом есть и школа и детский сад. Про магазины я уже и не говорю - гастрономы попадаются регулярно, ездить в них на автомобиле совершенно лишнее. Работа. Работа, действительно, может быть и на другом краю города, в каковом случае удобнее автомобиль. Но ведь есть и общественный транспорт, который ходит везде, и довезет тебя куда угодно. Лично у меня при жизни в Минске никогда не возникало потребности водить машину, я везде могла доехать автобусом, метро или маршруткой. Я знаю, сейчас кто-то непременно бросится расписывать мне все недостатки общественного транспорта на просторах СНГ, думая, что я про них уже забыла, и все тут идеализирую. Не бросайтесь, пожалуйста. Я не идеализирую. Я просто сравниваю с Великобританией.

Что мы имеем в Великобритании? В Великобритании мы имеем ситуацию, когда этих самых пресловутых "коротких дистанций" для которых не рекомендуется пользоваться автомобилем, попросту нет. Ну разве что вы вышли во двор пакет с мусором вынести - это действительно короткая дистанция.

Во-первых, работа. Работа в одном городе, дом - в другом. Дорога, даже на автомобиле, занимает нередко час времени. Или с пересадками - автомобиль, затем поезд. ( но до станции же еще доехать нужно. Как так получается, что у огоромного количества людей работа так далеко от дома ( или дом далеко от работы)? А вот так сложилось, экономика - вещь сложная.

Также, исторически сложилось, что англичане не любят многоэтажных домов ( иногда объясняется тем, что остров со средних веков никто не завоевыл, так что не было необходимости населению компактно прятаться за городскими стенами) Кроме того в семидесятых годах попытались было строить высотные жилые дома, но чего-то недоучли, и в результате большинство построенных многоэтажных жилых домов быстро превратились в клоаки и теперь здания такого типа ассоциируются у англичан с неустроенностью, бедностью, неблагополучными семьями, преступностью, опасными районами. Квартиры в таких домах раздаются малоимущим, покупать в них никто не хочет, новых таких домов строят очень мало. Вместо этого каждый поросенок хочет иметь собственный домик. И вот по всей Англии, куда ни плюнь, двухэтажные поросячьи домики дружно выстраиваются в ряды, ряды - в улицы, улицы - в мили. И мили. И мили. Поросят-то много. На то количество человек, которое может поместиться в одном квартале из многоэтажных домов, здесь требуется десяток километров однообразных узких улиц. Школа, соотвественно, на такое количесвто человек, нужна всего одна. И она находится на десятом километре. А то и вовсе на двадцатом. Супермаркет также - часто несколько супермаркетов не распределены равномерно по городу, а находятся в одном районе, близко друг от друга, потому что кто захочет, чтобы по их узенькой улице прямо под их окнами на первом этаже двадцать четыре часа в сутки ездили грузовики.

А теперь вот скажите: вы отправите своего ребенка в школу пешком за десять километров? А потом, когда ребенок вернется из школы, отправите его в какой-нибудь спортивный центр купаться в бассейне в другую сторону тоже за десять километров? А пакеты из супермаркета за двадцать километров на себе будете тащить?

А как же общественный транспорт? А его почти и нет. Пока что хороший общественный транспорт я видела только только в Лондоне - это их метро. Конечно, оно тоже далеко не идеально, и на линиях часто случаются задержки посредине дня и даже закрываются целые линии бывает, не несколько часов, и толчея в часы пик, и немаловажно, дорого. И все-таки эта система работает, и огромное количество людей избавлено от необходимости пользоваться автомобилем. Говорят, что система автобусов в Лондоне тоже более ли менее, но я ни разу не пользовалась, поэтому не знаю.Что же касается других городов Британии, то система автобусов с их маршрутами и расписаниями - это ребус, разгадав который понимаешь, что лучше с ними не связываться. Разве что совсем прижмет. Междугородние автобусы есть, хотя часто ездят по такому принципу: если из пункта А в пункт Б на автомобиле дорога занимает полчаса, то на автобусе - пять часов, потому что маршрут обязан проходить через пункты В, Г, Д, никак не лежащие на прямой АБ. Это такая Теорема Английского Транспорта. Доказанная. Внутригородской же транспорт, там где он существует, непостижим. Как правило это те же междугородние автобусы, проезжающие частично по городу. Так что надо знать в какой город он едет, чтобы понять, проедет ли он по нужной тебе улице. Интервалы между ними час, и то и два часа. Ходят они далеко не везде. И разумеется, билеты совсем недешевые. Вот и пользуйтесь.

А может тогда последняя альтернатива: на велосипеде, а? Допустим, на работу и обратно. А вот посмотрим, где велосипедист-любитель может покататься? Созданы ли для этого соотвествующие условия? Англия в этом плане - совсем не Пекин. Специальные дорожки для велосипедистов очень редки, больше всего я видела их в Кэмбридже - там это хорошо организованно, а в обычных городах, как в моей Верхней Расческе я заметила их буквально в трех-четырех местах ( это из километров и километров улиц) А где специализированных дорожек нет - там ездить вообще удовольствие. Проезжей части хватает разве что двум автомобилям разъехаться, а еще иногда по обочинам люди паркуются, значит еще уже, а тут еще час пик, мимо тебя проносится поток со скоростью пятдесят километров в час... Странно ли, что так мало наблюдается на улицах английских городов велосипедистов? Ну конечно не странно - это нехорошие граждане разленились и просто не заботятся об окружающей среде. Эгоисты какие. И не понимают же, глупые, как это для здоровья полезно - на велосипеде проехаться, прокатиться с часок в самой гуще машин и подышать выхлопами. Для нации астматиков и аллергиков ( астма - у каждого третьего) - самое то.

Что же мы тут имеем в итоге? В итоге, экономику менять - слишком сложно. Строить города по-другому - слишком сложно. Общественный транспорт получше организовать - слишком сложно. Даже дорожки для велосипедистов везде выделить - и то слишком сложно. А что легко? Легко из всех средств массовой информации призвать граждан делать что-то, что в данных конкретных условиях невыполнимо. Чтобы они хотя бы осознали свою вину и ответственность. И галочку в соответствующей графе поставить.



Labels: , , ,


Дальше -больше!