Wednesday, April 25, 2007

Маленькое рассуждение о национальных стереотипах.

Вот одно из определений стереотипа, взятое из серьезного исследования: "схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта". (Взято вот отсюда, только ой не кидайтесь сразу туда читать, прочитайте сначало мое маленькое рассуждение, оно проще!)

Так как мое маленькое рассуждение не очень серьезное, то я не пытаюсь объять необъятное( типа происхождения самого термина или различных видах стереотипов, например, гендерных) и озабочусь только национальными стереотипами и, главное, откуда они вообще берутся.

Что сразу обращает на себя внимание, так это то, что существующие национальные образы как правило имеют неприятную или по крайней мере смешную окраску. Много ли вы можете навскидку перечислить положительных качеств у стереотипа немца, англичанина, итальянца, американца, еврея и так далее? Разве что парочку - немцы пунктальны и законопослушны, англичане - вежливы, итальянцы - музыкальны... Возможно, положительные качества стереотипа как раз являются реальными качествами большинства представителей данной нации. (Например, могу с точностью сказать что англичане в большинстве своем действительно гораздо более вежливы, чем, скажем, белорусы.) А вот смешных, нелепых или откровенно отрицательных характеристик какой-либо нации наберется гораздо больше, даже думать долго не надо. Например, французы: все носят шарфы и береты, изменяют супругам направо-налево, жадные, пахнут чесноком и луком, редко моются... ну и так далее.

Выдумывание стереотипов не ограничивается описанием национального характера. Стереотипные представления существуют также и о культуре в целом, традициях, религиозных практиках, образе жизни и даже ... климате других стран! По части климата, Британия особенно значительно страдает от неверного, но тем не менее устойчивого стереотипа. Послушав как мне иногда сочувствуют мои бывшие соотечественники, поняла, что Британия в представлении людей в ней не бывавших - страна вечных туманов, бесконечного дождя и холода. Брррр! Я еще могла бы понять, когда с такими утверждениями выступает житель, скажем, Италии. Но когда то же самое говорит минчанин или москвич, это, по меньшей мере, смешно. Настоящая Англия, с теплой, хотя и дождливой зимой, рано наступающей весной, жарким и довольно сухим летом, отнюдь нечастыми туманами и зеленой травой круглый год для людей живущих с минской погодой ( которую я очень хорошо помню!) ну никак не может являться страной плохого климата. Точно также как Россия не является страной вечной снежной зимы, где жители круглый год не вылезают из меховых шапок, как это по-прежнему демонстрируется ( свидетельствую) в подавляющем большинстве западных фильмов и программ, где Россия упоминается хотя бы мельком.


Когда речь идет о других странах, то, чем нелепее и страннее образ, тем охотнее мы его принимаем, и тем быстрее он становится стереотипом, который очень трудно впоследствии опровергнуть. Возможно, это потому что людям хочется, подсознательно или сознательно, видеть чужую страну и культуру как сильно отличную от своей собственной. Приведенный в предыдущем параграфе образ вечнозаснеженной России, Белоруссии, Украины, настолько живуч на Западе потому, что этот образ странный и яркий, непохожий на Европу. Показать летнюю Москву с зелеными листьями - значит разочаровать зрителя сходством этого города с другими городами Европы. Поэтому, в ущерб здравому смыслу, Россия еще долго обречена на вечную зиму на западных экранах ( по крайней мере пока глобальное потепление не войдет в полную силу, но тогда нам всем будет уже ни до чего)

Также вероятно, что люди особенно предпочитают, когда отличие между их культурой ( характером, традициями и так далее) и чужой - в худшую сторону для чужой культуры, потому что тогда сразу демонстрируется превосходство собственной, а это нам очень по сердцу. Впрочем, эта идея довольно спорная. Можете спорить. :) Но вот пример. Нашумевший фильм "Борат" в котором Саша Барон Коуэн путешествует по Америке и рассказывает всем о жизни и обычаях страны Казахстан ( ничего общего с реальным Казахстаном не имеющей, почему-то не все это понимают и оскорбляются) шокирует меня в частности тем, как легко собеседники Бората принимают всю чушь, которую он им вешает на уши. Конечно, они ничего не знают о Казахстане ( по этой причине эта страна и была выбрана Коуэном), то есть не могут уличить его во лжи, располагая информацией, но удивительно то, с какой готовностью люди даже из казалось бы, вполне образованных и культурных слоев населения США так легко принимают на веру, что в мире есть страна, где жители не понимают, как пользоваться краном и унитазом, занимаются сексом с детьми и животными на глазах у всей деревни, где в традиции прочие дикости и глупости - и при этом там есть телевидение и журналисты неплохо говорят по-английски, то есть она не изолирована от всего отсального мира. Никто из собеседников "Бората" не подозревает подвоха, никому не приходит в голову сказать: "Подождите-ка, что-то тут не то, что-то тут не стыкуется, странно это..." Вместо этого люди даже с некоторым удовольствием отмечают разницу между диким "Казахстаном" и ах какой цивилизованной Америкой, при этом оговариваясь - дань монстру политкорректности - что они не хотят судить чужую культуру. Но почему такая готовность верить всякой ерунде про эту саму культуру? Не потому ли, что в контрасте с его "Казахстаном" их собственная страна выглядит просто идеально?

Откуда же берутся все эти неверные стеретипы, шаблоны и мифы про другие страны и их представителей?

"Черный Пиар."

Пропаганда, то есть намеренное конструирование нелестного образа врага для конкретных целей - один из самых мощных источников. Это слово у меня как-то автоматически ассоциируется с периодом холодной войны, хотя если подумать, пропаганда на самом деле явление древнейшее, взять хотя бы древних римлян, настолько успешно сконструироваваших образ варвара, как свирепого дикаря чуждого каким бы то ни было достижениям цивилизации, что он просуществовал тясячелетия. Но вдаваться в тему пропаганды не буду, тема эта очень уж обширная и довольно болезненная, я лучше перейду на более "естественные", "самопроизвольные", источники неверных представлений. Из которых, кстати, та же пропаганда сильно заимствует.

"Машина Времени"

Очень продуктивный источник неправильных представлений о другой стране - это прошлое. То, что было верно лет приблизительно сто или пятьдесят назад по прежнему принимается за правду о сегодняшней дне. С психологической точки зрения это легко объяснимо - нам трудно привыкать к новому, особенно если можно пользоваться старым. Таким образом мы предпочитаем пользоваться устаревшими представлениями о различных странах, почерпнутыми, в частности, из литературных произведений. (Что вообще является вдвойне неправильно, надо ли объяснять почему.) К примеру, от людей, не бывавших в Англии, до сих пор доводится услышать про страшный лондонский туман - смог. Английский смог, не только в Лондоне - это не выдумка, это реальность, но только реальность примерно пятидесятилетней и более давности, когда большие индустриальные предприятия выбрасывали в воздух огромное количество гари и прочих неприятных веществ, пропитывавших туманы и отравлявших население. Однако уже давно на преприятиятих либо стоят очистительные устройства либо же это производство уже давно перенесено скажем, в Китай, и успешно отравляет население там. Однако образ Лондона перманентно погруженного в тяжелый туман довольно устойчив. Так и представляются многим серые промозглые туманные улицы по которым ходят чопорные английские джентльмены. С тросточками. И трубки курят. Или вот, гораздо менее показательный, но все же пример достойный внимания, потому что из моего личного опыта. Однажды я написала пост про подарки которые можно привезти из Англии. В частности, я советовала купить замечательный английский сыр: если ваш путь домой не занимает больше суток, он не успеет испортиться. Тут же в комментариях два человека ( в процентном отношении много - ведь высказались всего человек пять) не согласились с моим советом, сославшись на эпизод из "Трое в лодке не считая собаки" Джерома К Джерома, который я здесь приведу:

"Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придает запах сыра всему ее содержимому. Вы не можете сказать в точности - едите вы яблочный пирог, или сосиску с капустой, или клубнику со сливками. Все это кажется сыром. Сыр очень уж силен по части благоухания.
Как-то раз один из моих друзей купил в Ливерпуле несколько головок сыра. Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал с ручательством в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов. Я как раз оказался в Ливерпуле, и мой друг, который должен был остаться там еще дня на два, спросил, не соглашусь ли я захватить этот сыр в Лондон.
- С удовольствием, дружище, - ответил я, - с удовольствием!
Мне принесли сыр, и я погрузил его в кеб. Это было ветхое сооружение, влекомое беззубым и хромоногим лунатиком, которого его владелец в разговоре со мной, забывшись, назвал лошадью.
Я положил сыр наверх, и мы припустились аллюром, который мог бы сделать честь самому быстрому из существующих паровых катков, и все шло превесело, словно во время похоронной процессии, пока мы не завернули за угол. Тут ветер пахнул ароматом сыра в сторону нашего скакуна. Тот пробудился от транса и, в ужасе всхрапнув, помчался со скоростью трех миль в час. Ветер продолжал дуть в том же направлении, и не успели мы доехать до конца улицы, как наш рысак уже несся во весь опор, развивая скорость до четырех миль в час и без труда оставляя за флагом всех безногих калек и тучных леди.
Чтобы остановить его у вокзала, кучеру потребовалась помощь двух носильщиков. И то им, наверно, это не удалось бы, не догадайся один из них набросить свой платок на ноздри лошади и зажечь обрывок оберточной бумаги..."

Ну и там еще несколько очень смешных абзацев про то, как сильно вонял нахальный сыр, я не буду приводить полностью. Вообще такой пиетет по отношению к творчеству английского юмориста конечно, вызывает уважение, но мне кажется не лишним было бы вспомнить, что книга была написана больше ста лет назад и с тех времен кое-что в старой доброй Англии все-таки поменялось, в частности, применяется такая малоизвестная штука, как герметичная полиэтиленовая упаковка ( слыхали про такую, может? Нет?) , сквозь которую никакой запах просочится не может. Однако я могу и ошибаться - ну покупаю я тут этот сыр каждый день - ну и что с того ? То какая-то там я, а то - аж Джером К. Джером. У кого больше авторитета? Вот то-то же.
Поэтому дорогие друзья, мой UPD совет: приехав в Англию, ни в коем случае не покупайте здесь сыр, особенно если вы собираетесь ехать назад кэбом, а то лошадь расстроится и кучер рассердится. И керосин тоже не покупайте, не надо ( я знаю, вы как раз собирались), а то им провоняют ваши валенки, зипун и кацавейка, в которых вы -по русской традиции, уж будем последовательны -поедете в Англию.

"Метонимия"

Метонимия -семантическое явление, означает перенос части на целое. В контексте моего затянувшегося маленького мысленного исследования "метонимия" пусть означает перенесение характеристик одной части общества на все общество в целом. Как правило часть общества, которая таким образом используется - это беднейший, нищий слой населения. То есть образ жителя бедной нищей деревни/городских трущоб переносится на абсолютно всех жителей страны. В принципе, легкообъяснимо: нищета фотогенична, нищета привлекает внимание, нищета запоминается. Возьмите фотоапппарат, поезжайте в какое-нибудь Богом забытое Гадюкино, лучше где-нибудь поздней осенью, пофотографируйте там старух в серых штопаных платках на фоне покосившихся заборов, алкоголиков Ваньку с Петькой месящих непролазную грязь, неумытых детей в рваных рубашонках гоняющих мяч вокруг заржавевшего трактора, потом перенесите все это в черно-белую гамму, прорисуйте почетче морщины и пыль на лицах - и почти гарантированно вы получите за эти работы какой-нибудь приз на одном из многочисленных фотоконкурсов, в том числе международных. Возьмите тот же фотоаппарат и в одном из больших городов этой же страны пофотографируйте хорошо одетых, в меру ухоженных и вполне привлекательных людей на чистых улицах - и на тех же фотоконкурсах вы получите дырку от бублика. Кого интересуют фотографии хорошо одетых, в меру ухоженных и вполне привлекательных людей, пусть даже они составляют большую часть населения? Они по-просту скучны. Несчастье, разруха, нищета, старость, уродство - не в пример сильнее цепляют внимание. Поэтому именно это покажут на телевидении и опубликуют в журналах, и именно это останется в памяти. Созданный таким манером образ нищей страны характерен, в частности, для многих стран Восточной Европы, России, и моей родной Белоруссии. Конечно, отмести его полностью невозможно - бедность во всех этих странах присутствует. Суть в том, какой процент населения живет в нищете, а какой - в относительном достатке, и можно ли по части населения судить обо всех. Странно и неприятно, прожив всю жизнь в большом цивилизованном городе отвечать на вопросы типа: "А у вас были в доме электроприборы?" "А водопровод?", пусть даже заданные из дружелюбного любопытства. А почитав многочисленные форумы гле люди пишут свои истории, видишь, что многие ( ни в коем случае не хочу сказать все) снг-девицы, вышедшие замуж взаграницы сталкиваются с тем, что от них ожидают бесконечного восторга и благодарности за то, что теперь наконец-то у нее есть холодильник и утюг, ведь раньше, на родине, у нее этого точно не могло быть. Ну конечно, какой там холодильник, если мы все жили в покосившихся хатках посреди грязной лужи?

"Уэльская корова"

Это самый мой любимый источник неверных образов. Образы из этого источника не получают такого массового распространения, зато они намного забавнее. Чтобы объснить почему я придумала это название, я сейчас приведу не очень смешной, но очень умный анекдот о разнице в точности выводов:

Биолог, физик и математик едут на поезде. Поезд въезжает в Уэльс. Все трое глядят в окно и видят пасущуюся в поле одинокую черную корову.
Биолог говорит: "О, в Уэльсе есть черные коровы."
Физик говорит: "Нет, для такого вывода информации недостаточно. Но мы можем с точностью сказать, что в Уэльсе есть по крайней мере одна черная корова".
Математик говорит: "Нет, и для такого вывода информации недостаточно. Но мы можем точно сказать, что в Уэльсе есть по крайней мере одна корова по крайней мере одна сторона которой - черная."

Так вот, в этом анекдоте все трое - ученые. А вот если бы с ними на поезде ехал турист-обыватель, или, еще того хуже, мелкий журналист, либо же наш брат блоггер которому срочно приспичило написать о путешествии в Уэльс, то он, уведев ту же корову, сказал бы следующее: "Все уэльские коровы - черные. Уэльс - земля черных коров. Повсюду в Уэльсе видишь черных коров. Кроме черных коров в Уэльсе ничего больше и нет." и так далее в таком роде. И неважно, что может в Уэльсе это была единственная черная корова, а остальные коровы там белые или вообще овцы. Человек увидел- запомнил- рассказал ( или написал). Точка.
При этом, конечно, чем ярче явление, тем больше хочется верить, что оно характерно для всей страны - ведь так гораздо интереснее. Однако, как я уже сказала выше, только немногие из образов рожденных таким образом получают массовое распространение. Возможно, "выживают" образы наименее абсурдные, но при этом все же интересные. Вот в этом Танином посте про вывеску в индийском магазине я вижу пример подобного кандитата на выживание. (Кстати, именно тот пост и Танин комментарий подбили меня на написание этого, оказавшегося совсем уж не маленьким, рассуждения. Так что если вы дочитали мой пост до этого места ( бедненькие, сочувствую), то всю "благодарность" можете высказать ей, а не мне. :) )
Кстати, даже если рожденный таким образом глупый, несоответствующий реальности образ и не стал широко известным, все равно, столкнувшись с ним, испытываешь желание либо заржать, либо разораться. И запомиyаешь надолго. Я вот, к примеру, надолго запомнила одну интернетную статью о Белоруссии на английском, которую мне как-то прислал тогда еще будущий супруг. ( К сожалению, ссылка не сохранилась, по поводу чего буквально посыпаю голову пеплом) Статья была на каком-то сайте типа lonelyplanet, занимала примерно две страницы и вмещала на этом небольшом объеме всю основную информацию о Белоруссии: население, основные производства, визовую политику, основные достопримечательности, советы туристам и тому подобное. Также на этих двух страницах содержались две очень важные детали о Белоруссии, которые крайне необходимо знать каждому: во-первых, что белорусы очень склонны к сидению на корточках (crouching) и куда бы вы не пошли, допустим, в Минске, вы везде увидите группы сидящих на корточках людей: а парках, на автобусных остановках, в кафе, кино и театрах, везде все сидят на корточках. И второе, что такого-то числа такого-то месяца такого-то года двое жителей Минской области, родственников, напившись водки, напали на третьего своего родственника, убили его, после чего расчленили его труп и, зажарив по частям, съели. И вот эти два важных факта занимали по абзацу каждый в тексте из двух страниц. Я считаю, что тот неизвестный но талантливый автор пожадничал, а ведь мог бы, пожертовав, скажем парочкой достопримечательностей, уделить столь важной информации про корточки и каннибализм в РБ и побольше места.
Та статья - прекрасный пример явления "Уэльской коровы", хотя возможно, стоит переименовать это явление в "Каннибал на Корточках". Конечно, широко известными эти важные детали белорусской жизни не стали - это был мелкий частный сайт, но все же, когда таких сайтов десятки тысяч, и каждый что-нибудь да придумает....

На этом пожалуй я закончу свое саркастично названное "маленьким" рассуждение, так как у меня закончились мысли, а у вас терпение, и кроме того, от долгого сидения на корточках перед комъютором затекают ноги и мне вообще пора идти к плите - готовить. У меня ж сегодня на ужин лучший друг с гарниром из фасоли и бутылочкой "Кьянти".

Labels: ,


Дальше -больше!